среда, 11 сентября 2013 г.

Цвет и кино - высокие отношения!


Nothing is as simple as Black and White...
"Pleasantville"
Любой человек всегда находится в какой-то мере в контакте с культурой той социальной среды, в которой он живет. В культурном окружении заключены глубинные факторы воздействия, которые расширяют или сокращают поле возможностей личности. То, что создается в данный момент, зависит от того, что было создано ранее. Кино служит наиболее ярким примером увеличения подобной связи между обществом и творческой личностью.
И в начале был цвет. Кино же родилось бесцветным... черно-белым... со множеством оттенков серого.


"Roundhay Garden Scene" («Сцена в саду Раундхэй») - это самый ранний сохранившийся фильм 1888 года Луи Лепренса в истории мирового кино.
Но официальное рождение кинематографа состоится лишь в 1895 на первом платном киносеансе из десяти фильмов в парижском подвале «Гран-кафе» на Бульваре Капуцинок.
После того как талантливый писатель и великолепный наблюдатель, Максим Горький, на Нижегородской ярмарке в  1896 году посмотрел первые фильмы братьев Люмьер, он описал свои впечатления так:
"Вчера я был в царстве теней… Как странно там быть, если бы вы знали. Оригинал этой статьи на сайте www.prokino.ws Там звуков нет и нет красок. Там все — земля, деревья, люди, вода, воздух — окрашено в серый однотонный цвет; на сером небе — серые лучи солнца; на серых лицах — серые глаза, и листья деревьев серы, как пепел. Это не жизнь, а тень жизни..."

Примерно в это время появляется один из первых цветных фильмов. "Annabelle's Dance" или "Annabelle Serpentine Dance". Еще его называют "Танец Лои Фуллер", потому что именно Лоя Фуллер впервые исполнила этот танец-серпантин ("змеиный танец") в театре. Но в сохранившимся фильме его исполняет бродвейская танцовщица Аннабелла Мур.


Фильм снимали как черно-белый, а потом раскрашивали вручную. Какова цель создателей этого фильма? Возможно, ошеломить многоцветностью зрителя.

Первым фильмом, который выпустили в уже раскрашенной версии, стала первая научно-фантастическая комедия Жоржа Мельеса "Путешествие на Луну" в 1902 году по романам Жюль Верна "Из пушки на Луну" и Герберта Уэллса "Первые люди на Луне". Раскрашивали поточным способом покадрово с использованием ручного труда. "Полная иллюзия цвета!"


Выдумщик, фантазер, романтик и мастер спецэффектов, Жорж Мельес, писал: "Умело применённый трюк, при помощи которого можно сделать видимыми сверхъестественные, воображаемые, нереальные явления, позволяет создавать в истинном смысле этого слова художественные зрелища, дающие огромное наслаждение тем, кто может понять, что все искусства объединяются для создания этих зрелищ." (М. Lapierre, «Antologie du cinema», Paris, 1946)

В конце XX века нашелся цветной вариант фильма, который считали давно утраченным. (Жорж Мельес был плохим коммерсантом. Его вынудили продать студию. Многие негативы своих фильмов он от отчаянья сжег. А потом долгое время работал обычным продавцом игрушек, открывая мир мечты маленьким детям. Здесь он не изменил себе.) Находку же очень долго восстанавливали. И только в 2011 году на 64-м Каннском кинофестивале произошло возвращение Жожа Мельеса. Он все-таки вернулся со своей Луны.

В 1925 году в США выходит на экраны фильм "The Phantom of the Opera" ("Призрак оперы"), при создании которого использовали Handschiegl Color Process.


А в 1929 году фильм переделали: озвучили несколько диалогов, а главное - окрасили некоторые сцены. Целых 17 минут цветной съемки! Так, сцена бал-маскарада была выполнена с помощью двухцветной версии Technicolor. Сегодня мы ее можем увидеть в таком виде, в каком она были создана. Но навсегда были потеряны съемки в технологии Prizmacolor и окрашенные вручную кадры с красным плащом призрака и красной крышей оперы. Конечно, их восстановили с помощью компьютерных технологий. Но это лишь версия оригинала.


В фильме также применялось тонирование черно-белого изображения в жёлтый, синий, зелёный, красный цвета. 

И в этом же году Сергей Эйзенштейн выпускает фильм "Броненосец "Потемкин", котором флаг на флагштоке раскрашен в тот же самый красный цвет вручную.



Первый цветной советский документальный фильм "Карнавал цветов", снятый по виражной технологии, вышел в 1935 году как прославление новой молодой яркой страны.


 А в 1936 году в СССР выходит первый цветной художественный фильм "Груня Корнакова. Соловей Соловушко ", который создан тоже виражным способом .


Через три года выходит еще один фильм-слава советской страны "Цветущая юность", который был снят трёхплёночной камерой «ЦКС-1» отечественной разработки. Это совместная работа Мосфильма и Ленфильма о физкультурном параде 18 июля 1939 года.




 В этом же году через несколько месяцев на другой стороне Земли состоится премьера одного из самых лучших фильмов всех времен и народов. "Gone With The Wind" ("Унесенные ветром") - первый цветной фильм, получивший премию "Оскар".


"Унесенные ветром" стали не только самым лучшим фильмом года, но и победили в ряде номинаций среди которых:
  • Лучшая работа оператора (цветные фильмы).
  • Лучшая работа художника.
  • Художник Уильям Кэмерон Мензиес получил Почётную медаль «Оскар» за использование цвета.
Цвет в кино по-настоящему утвердится только к середине XX века. Но "Gone With The Wind"  был полностью цветным фильмом. Он был снят самым дорогостоящим  тогда методом, позволяющим получить полноценную цветопередачу. Но снимали все же на три чёрно-белых киноплёнки через светоделительные светофильтры специальным аппаратом. 
Существует мнение, что чем больше красочных вещей видит человек, тем меньшее значение придает он цвету. В игровом кинематографе черно-белая пластика может дать соответствующий самостоятельный художественный эффект. Видимо, не случайны в последние годы отход кино от “многоцветия” изображения и возросший интерес к так называемому “цветовому” фильму, где в кадре преобладает какой-либо один, фоновый, цвет. Этот прием не является открытием наших дней. Эффектом “цветового” кино пользовался еще С. Эйзенштейн в 1944 году во второй серии фильма “Иван Грозный”.

Потом с цветом станут экспериментировать многие режиссеры. Так, итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони в 1964 году создал фильм "Il deserto rosso" ("Красная пустыня").


Рабочее название фильма "Celeste e verde" ("Небесно-голубой и зеленый"). Именно такими цветами героиня фильма хочет покрасить свой магазин, потому что "потому что «это холодные цвета, которые не должны раздражать". В фильме серый - цвет опустошенной души и унылого пейзажа за окном,  красный - цвет желания, желтый - цвет тревоги и опасности; голубой и зеленый - цвет холодности чувств героини. Но у Антониони цвет здесь слишком демонстративен.

В 1966 году выходит черно-белый фильм-драма Андрея Тарковского "Андрей Рублев".

Но финальные кадры - иконы самого Андрея Рублева показаны в цвете.


Тарковский утверждал, что в обычной жизни человек почти не замечает цветов. Его сознание фиксирует цвет только в отдельных случаях. И в кино, Андрей Тарковский считал, нужно следовать этому принципу: "...всячески успокаивать цвет, искать умеренные, неброские и в то же время уравновешенные гаммы, вытягивать серые тона, чтобы ощущение цвета не оказалось более сильным и острым, чем в нашей обычной жизни".
Также Андрей Тарковский утверждал, что существует иной подход к цвету: "...сделать изображение более ощутимым, я бы сказал - осязаемым. Я подхожу к цвету как к элементу фактуры". Он считал, что цвет должен подчиняться фактуре, делая ее реальной, и подчеркивать психологическое состояние человека в определенный момент.

По сути дела “цветовой” фильм - это возврат к монохромности черно-белого изображения, но уже на более высоком уровне. В этом случае цвет выбирается автором заранее, входит непосредственно в структуру кинематографического образа. В этом смысле интересен фильм Анджея Вайды “Березняк” 1970 года, где есть удивительный по драматизму сине-голубой фоновый цвет как символ неизбежности смерти одного из героев, тяжело больного туберкулезом.


Какого цвета горе, радость, любовь, страсть, свобода? Когда они появляются в жизни, то у каждого человека эти чувства окрашиваются в разные цвета, часто зависящие от случайно увиденного предмета того или иного цвета. По-моему, именно это пытался сказать польский режиссер Кшиштоф Кеслевский в своей трилогии "Trois Couleurs" ("Три цвета"): «Три цвета: Синий», «Три цвета: Белый», «Три цвета: Красный» 1993-1994 годов.
Синий, белый и красный - свобода, равенство, братство? Но это слишком просто для такой сложной человеческой души.


Пролетел случайно выброшенный синий фантик от конфеты перед трагедией и все горе окрасилось в синий цвет. Только музыка и рождение новой жизни поможет справиться с трагедией, освободиться от оков синего цвета.


Почувствовали себя на равных с окружающими, лежа на грязном, но все же белом снегу родной страны, и у вас выросли крылья.


Встретили родственную душу, испытав настоящую любовь даже на красном закате своей жизни. О, это большая удача. Жизнь так коротка. Никогда не поздно изменить  самого себя, испытать любовь к ближнему, почувствовать вкус и цвет этого многокрасочного мира.

Многие кинофильмы сегодня строятся на контрасте цветного и бесцветного. 
Но первым ярким опытом такого контраста стала работа в 1939 году Виктора Флеминга (того самого, который создал "Унесенные ветром") "The Wizard Of Oz" ("Волшебник страны Оз").


Черно-белая реальность и цветная яркая сказочная страна. Но Дороти почему-то мечтает вернуться из сказки домой. «Нет места лучше дома...» Даже если в нем нет ярких красок и красных туфель.


Как интересно меняется восприятие человека цветного и бесцветного...
В 1997 году в США выходит американский художественный фильм "Pleasantville" ("Плезантвиль"), который тоже построен на контрасте - черно-белый идеальный телегород и превращается в цветной.


"Какие они счастливцы, что могут пользоваться такими красками. Наверно, даже не знают, насколько они счастливы."


В черно-белом городе люди кажутся счастливыми, поэтому подросток из США 90-х годов стремится попасть в город из любимого старого телесериала, где все живут по однажды выстроенному укладу. Жизнь у них идет по кругу: баскетбольная команда всегда выигрывает, книги в библиотеке имеют только корочки, люди боятся отступить от привычного распорядка. Однако в жизнь города врываются подростки из 90-х и город постепенно начинает оживать, расцветать, становится цветным. Люди становятся цветными от своих страстей, от хороших и плохих поступков. Но счастливы ли они теперь, имея все краски радуги, или были тогда, когда они и мир вокруг них был черно-белым? На этот вопрос никто не может ответить.

"Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия. Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет. Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными" - так писал швейцарский художник и теоретик нового искусства Иттен Иоханнес в своей книге  "Искусство цвета".
А если вспомнить снова впечатления о первых черно-белых фильмах Максима Горького?
Черно-белое со всевозможными оттенками серого кино - гармоничное кино?
Уже в XXI веке, в 2011 году на экраны вышел немой черно-белый фильм "The Artist" ("Артист") французского режиссера Мишеля Хазанавичуса.


Множество наград по всему миру... (На Каннском кинофестивале после показа фильма зал 10 минут аплодировал стоя!) Одобрение у большинства кинокритиков... Положительная оценка у массового зрителя...
Самое смешное: "из-за излишней четкости и недостаточной зернистости современной черно-белой пленки фильм снимался на цветную пленку. Однако применялись специальные фильтры, чтобы сделать черный и белый более яркими или блеклыми в зависимости от настроения сцены."

Сейчас модно раскрашивать черно-белые фильмы. Специалисты утверждают, что колоризация, в этом случае, есть средство разрушения культуры. При всей моей любви к цвету я с этим полностью согласна.


Комментариев нет:

Отправить комментарий