суббота, 7 марта 2015 г.

Цвет в истории одежды




Одежда человека - это некий символ, который характеризует ее владельца. Костюм - это целостный знаково-символический конструкт, имеющий смысловое основание, выраженное невербальными средствами. Цвет - это варьирующий признак, создающий образ человека в костюме той или иной эпохи. В цвете, как одном из элементов языка костюма, закодирована информация о человеке, о его мире. Иерархия общества выражалась в сложной регламентации сочетаний элементов костюма, в частности, цвета. В костюме возникают большая палитра цветов, закрепляемых «высшей» властью, чтобы разделить общество по имущественному положению. В Европе до XX века постоянные заимствования происходили в одежде лишь высших слоев. А на Востоке заимствований практически не происходило (если только не было каких-либо политических потрясений). 

Первобытность

Вероятнее всего, одежда возникла не столько как защита от холода (известны племена, которые обходились без одежды, даже проживая в суровом климате, например, индейцы Огненной Земли), сколько как магическая защита от угрозы извне. Амулеты, татуировки, раскраска на обнажённым теле первоначально играли такую же роль, как позднее одежда, защищая хозяина с помощью магической силы. Впоследствии узоры татуировки переносились на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.

Carved stone ball from Towie in Aberdeenshire, dated from 3200–2500 

Древний Египет

Древнее царство (2900—2400 гг. до н.э.)

Красители, которые изобрели только в конце эпохи Древнего царства, стоили дорого. Позднее ткани стали красить в разные цвета, появилась одежда с пестрыми узорами. Но за весь период существования египетского царства любимым цветом египтян оставался белый.

Носили египтянки и пестрые рубахи-передники с широкими бретелями белого цвета.

Среднее царство (2000— 1700 гг. до н.э.)

Парадным головным убором фараона была корона. До объединения Верхнего и Нижнего Египта, которое произошло примерно в 3200 г. до н.э., правители этих стран имели свои короны. В Верхнем Египте она была высокая, килеобразная, белого цвета, а в Нижнем Египте — в виде ступки красного цвета. После объединения, с началом эпохи Древнего царства египетские фараоны стали носить сдвоенную корону, в которой использовались элементы оформления этих обеих корон.
Важным элементом костюма был пояс из золотых пластинок с разноцветной эмалью. К нему спереди прикреплялось особое украшение — золотой треугольник с изображением восходящего солнца.
Художник - Дарья Чалтыкьян. Корона фараона с уреем

Новое царство (1580—1085 гг. до н.э.)

Одежда уже не только прикрывала тело, но и украшала его. Мужчины начали носить одежду из пестрых цветных тканей. Среди богатых людей становятся особенно модными легкие, тонкие прозрачные ткани, позволяющие делать драпировку и плиссировку.

Художник - Дарья Чалтыкьян

Древние египтяне славились во всем античном мире умением изготовлять всевозможные краски.
Египтянки подводили брови и ресницы черной краской, а веки — зеленой. Позже вместо зеленой они стали употреблять оранжевую краску, которой подкрашивали еще кисти рук и ступни. Ногти на руках красили в красный, зеленый или золотистый цвет.
Сохранились древние папирусы с различными советами о том, как покрасить волосы. Египтяне изобрели рецепт для окраски седых волос в черный цвет и особые румяна и белила для осветления темного цвета лица.
Косметикой в Египте пользовались и мужчины, и женщины всех сословий.
Любили египтяне носить разнообразные украшения и драгоценности. Запястья и плечи украшали золотыми с эмалью браслетами, женщины надевали такие же браслеты на ноги. Браслеты изготовляли из золотых пластинок, соединенных застежками, из нанизанных бусин или золотых шнуров. Мужские браслеты обычно представляли собой массивные кольца или обручи из золота и других металлов. Они могли быть также плоскими с узором из цветной эмали.
Женщины украшали все части тела, и даже бедра. В ушах у них были серьги в виде колец, на голове — золотые диадемы, украшенные лазуритом и бирюзой, узорные повязки, сетки.
Египтяне верили, что драгоценные камни и золото обладают таинственной силой и способны влиять на жизнь человека.
В более древние времена египтяне украшали шею разноцветной тесьмой. Затем стали носить длинные ожерелья, составленные из цветных стеклянных шариков, металлических фигурок, камней (сердолика, яшмы и др.).
Традиционным украшением египтян был ускх — широкое плоское ожерелье-воротник, изготовленное из множества рядов бус или разноцветного бисера. Ускх символизировал солнце, дающее жизнь. Особенно широкими и нарядными становятся такие ожерелья в эпоху Нового царства. Их стали делать из золота с украшениями из эмали; из сетки, по ячейкам которой нашивались бусы, золотые фигурки, имевшие символическое значение; из полотна, расшитого золотом. Ускх фараона состоял из нескольких рядов золотых пластинок и бусин и застежки в виде двух соколиных голов. Иногда к застежке крепилась золотая кисть из цепочек с цветами. Еще в эпоху Древнего царства египтяне научились делать крупный цветной бисер. Из него плели сетки, которыми украшали калазирисы, браслеты и др.

Тутанхамон с женой. Спинка кресла фараона Тупшнхамона в Фонах. XVIII династия. 1-я половина XIV в. до н. э. Каир. Египетский музей

Составные части одежды Тутанхамона—схенти (внизу) и плиссированный синдон, пояс, укреплявший синдон (его концы спускаются сбоку), и священный пояс из золотых пластинок с цветной эмалью (см. ил. 8), ожерелье ускх. У царицы — плиссированный калазирис, хаик Изиды и ускх. Небольшие короткие парики покрывают головы фараона и его жены.

Древняя Месопотамия

Ассиро-Вавилония славилась своими коврами, вышитыми тканями, изделиями из драгоценных металлов. Древние ассирийцы умели делать ткани из хлопка и льна, а также дорогие шерстяные материалы. Высоко было развито красильное искусство. Особенно ценились ткани пурпурного и темно-фиолето­вого цвета. Одежда из таких тканей стоила очень дорого, и носить ее позволялось лишь высшим сановникам.
Парадный костюм царя Ассиро-Вавилонии был необычайно пышным и состоял из нескольких одежд. Длинная канди с короткими рукавами из тонкой белой шерстяной ткани была обшита внизу дорогой пурпурной бахромой и украшена вышивкой. Стягивалась она на талии поясом, концы которого украшались кистями. Поверх канди накидывался узкий плащ пурпурного цвета, не сшитый с боков - "конас", края его также были обшиты густой бахромой. Сзади конас был прямой, а спереди закруглен. Ткань плаща вышивалась геометрическими рисунками и украшалась золотыми пластинками. Поверх конаса через плечо надевалась перевязь с бахромой. Иногда помимо конаса надевался еще один плащ, украшенный бахромой и слегка задрапированный на груди.
Голову царя венчала корона - "кидарис", сделанная из тонкого белого войлока, который сверху украшали золотые чеканные пластинки. 

Ассирийские воины украшали свои копья цветными лентами и кистями

Для женской одежды использовались более тонкие и легкие ткани. Жрицы одевались в прозрачные платья красного цвета. Одежда жриц была изящной, распашной, обшитой по краям бахромой и плотно облегала фигуру. Такое одеяние - прототип восточного халата.

Художник - Дарья Чалтыкьян

Древний Китай

За две тысячи лет до нашей эры китайцы умели изготовлять цветную шелковую ткань, тонкие ткани из конопли и хлопка.
Нижнюю часть туловища древние китайцы обертывали куском ткани — эта верхняя поясная одежда называлась «шан». Шан закреплялся на талии поясом — матерчатым («ню») или кожаным («гэдай»), а сбоку или сзади к нему прикрепляли «шоу» — цветные шнуры с нефритовыми украшениями, связанные в сетку. В древние времена пояс был важнейшим атрибутом костюма. 
Костюм из верхней плечевой одежды («и») и верхней поясной одежды («шан») назывался «ишан». Спереди на ишан надевался красный, богато украшенный фартук, необходимый для жертвоприношений.
Форма, цвет, орнамент древнего китайского костюма были символичны. 

  • Верхняя его часть («и»), красно-черная, считалась мужской (символ Отца-Неба), 
  • нижняя («шан»), желтая, — женской (символ Матери-Земли).
Позднее структура одежды упростилась, и на смену платью пришел однотонный халат. Император носил халат желтого цвета, что символизировало его власть над землей.
Женские наряды отличались от мужских, главным образом, исключительной красотой вышитых цветных узоров. Обычно эти узоры заключались в декоративные круги — «туань». Все изображения в «туанях» были глубоко символичны. Цветы сливы и нарцисса олицетворяли зиму, пиона — весну, лотоса — лето и солнце, хризантемы — осень. 
С древних времен в Китае искусство ухода за собой считалось особо возвышенным и утонченным. Женщины наносили на волосы эссенции и масла, смазывали лаком и воском, посыпали сверху цветной пудрой.
Прически украшались цветами, веточками с листьями и мелкими почками. Невестам в височные пряди вплетали нити жемчуга, цветные шелковые шнуры, гирлянды мелких цветов.
Древние китайские воины для устрашения неприятеля расписывали лицо тушью.

Художник - Дарья Чалтыкьян

Древняя Персия

Мужская одежда древних персов состояла из кожаных или меховых штанов («анаксаридов») и кожаного кафтана с поясом. В районах с менее суровым климатом анаксариды и кафтаны изготовляли из плотной шерстяной ткани. Простое население продолжало так одеваться и после того, как царь Кир, покорив Мидию, ввел у себя при дворе мидийский костюм, ставший официальным.
Мидийская верхняя одежда изготовлялась из тонких шерстяных и шелковых тканей пурпурного и темно-красного цвета (вероятно, это понравилось персидским царям). Она была широкой и длинной, состояла из кафтана-халата, накидки и штанов. Мидийский кафтан был широким, с очень длинными полами, которые подбирали и подпоясывали. При этом по бокам образовывались складки. Рукава у кафтана тоже были очень широкими, с лучеобразными складками во внутренней части (возможно, это зависело от особого покроя кафтана). Иногда складки рукавов делались из ткани другого цвета.
Знатные придворные и члены царствующей династии носили мидийскую одежду пурпурного цвета, а на головном уборе — бело-голубую повязку, как у царя. Придворные менее высокого сана носили такую же одежду, но другого цвета.
Костюм знатных персиянок был похож на мужской ассиро-мидийский. Женщины носили широкие и длинные одежды из тонких дорогих тканей с рукавами, часто пестрых расцветок, отделанные каймой.
Царские жены носили пурпурные, затканные золотом одежды, и царскую тиару.
Церемониальное одеяние персидских царей было великолепным. Оно состояло из пурпурного нижнего одеяния с широкой белой полосой от шеи до подола; пурпурной мантии и штанов ярко-красного цвета. 
Наряд знатных всадников тоже отличался богатством: дорогие украшения, разноцветные на белой подкладке кафтаны, вышитые штаны, голубой или узорчатый плащ
Для привлекательности внешнего вида персы использовали косметические средства. Они румянились и чернили себе брови.

Художник - Дарья Чалтыкьян

Древняя Иудея

Верхняя одежда зажиточных иудеев была двух типов. После возвращения из вавилонского плена стали носить верхнюю одежду с рукавами, длиной до колен, которая распахивалась спереди. Отделка этих кафтанов отличалась роскошью. В холодное время года пользовались популярностью кафтаны, в основном ярко-красного цвета, отороченные мехом.
Богатый женский костюм состоял из нескольких нижних и верхних одежд. Особенно роскошным он стал во время правления царя Соломона. Нижняя одежда была длинной, обшивалась красивой каймой по подолу и рукавам. Носили ее с дорогим поясом. Поверх нее для выходов надевалась вторая одежда — роскошная, ослепительно белого цвета, с широкими рукавами, собранными в складки. Ворот и рукава украшались драгоценными камнями и жемчугами, золотыми фигурками. Это одеяние подпоясывали металлическим поясом, и оно ниспадало длинными складками. На поясе также были украшения: золотые цепочки, драгоценные камни. Иногда вместо поясов женщины использовали широкие вышитые кушаки, к которым на золотых цепочках подвешивали небольшие, расшитые золотом мешочки. Верхнюю одежду чаще всего делали из узорной или пурпурной ткани, она была без рукавов или распашная с рукавами.
Еврейские женщины сурьмили веки и брови, красили ногти в красный цвет, натирались благовонными маслами мирры, кассии, корицы. В библейские времена косметика в Иудее была так популярна, что Иов назвал одну из своих дочерей «сосудом с сурьмой».
Любили еврейские женщины и украшения: кольца, ожерелья, серьги в носу и ушах, ручные и ножные браслеты, к которым прикреплялись цепочки с подвесками.
Во время траура женщины снимали все украшения и обувь, одевались в самую простую одежду из грубой ткани темного цвета, подпоясывались веревкой, а голову и лицо закрывали.
Мужчины драгоценных украшений не носили, за исключением золотых перстней-печатей.

Художник - Дарья Чалтыкьян

Этруски

Мужчины носили хитоны, а на плечи набрасывали покрывала. Первоначально их одежда состояла из четырехугольного покрывала (или накидки), плотно облегающего тело. Постепенно оно превратилось в более просторный плащ полукруглой формы под названием «тебенна», который ниспадал красивыми складками. Такие плащи делали из тканей разных цветов: зеленого, синего, голубого, белого с голубой каймой и др. Под плащ надевали короткий шерстяной хитон. К концу VI в. до н.э. появились короткие мужские рубашки из плотной, наподобие холста, материи, облегающие фигуру.
У богатых людей хитоны были нарядными: длинные, с короткими рукавами, из прозрачных тонких тканей желтого, голубого, терракотового и других цветов. Хитон мог быть из ткани с рисунком, богато вышитым, подол украшался цветными полосками. Такие же полоски нашивались и на покрывала. 
Костюм этрусского жреца отличался строгостью: белая шерстяная туника длиной ниже колен (ее могли отделывать по низу вышивкой в виде ряда горошин) и небольшая накидка синего цвета, украшенная широкой полосой. 
Этрусские женщины носили также костюм, состоящий из лифа с рукавами и юбки (влияние крито-микенского женского костюма), а иногда — только юбку с широким поясом и накидку. Лиф мог быть однотонным, а широкие юбки из ткани с рисунком отделывались понизу цветной, часто пурпуровой, полосой. Такой костюм дополняла маленькая безрукавка.
Девушки надевали длинные складчатые юбки, поверх них — прямой хитон до колен и небольшое покрывало.
На надгробной фреске V в. до н.э. сохранилось изображение женщин, совершающих ритуальный траурный танец. На них надеты длинные, с напуском, цветные хитоны, отделанные широкой полосой, а головы окутаны цветными покрывалами, отделанными также полосой по краю.

Художник - Дарья Чалтыкьян

Древняя Греция

Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.
Хитоны могли быть из шерсти или льна — эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались. Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.
В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее.
Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.
Молодые дорийские девушки носили хитоны, в которых на сгибе делался разрез для руки, а верхние концы ткани закреплялись на другом плече застежкой. Края хитона не сшивались.
Длина одежды была различна. Хитон мог достигать колен, а у знатных ионянок и афинянок до самых пят с рукавами до локтя, а иногда и до кисти руки.
В качестве верхней одежды женщины использовали гиматий. Хитоны и гиматии дорийских женщин изготовлялись из шерстяных тканей голубых, желтых, пурпурных, лиловых цветов.
Женщины обувались в изящные сандалии из мягкой цветной кожи, чаще всего пурпурного цвета. Они были наряднее мужских, крепились к ногам ремнями с красивыми пряжками. Женщины также носили башмаки на шнуровке из красной кожи.
Прически украшались золотыми булавками. Но самым нарядным и дорогим украшением считалось ожерелье. Оно могло состоять из цепочки с нанизанными на нее жемчугом и драгоценными камнями. Гречанки пользовались металлическими зеркалами, зонтиками, опахалами из цветных перьев, костяными и металлическими гребнями.
Гречанки тщательно следили за своей внешностью. Они пользовались косметикой — белилами, румянами, сурьмой; умащались благовониями и маслами. Тело натирали порошком мела, смешанным со свинцовыми белилами, чтобы придать ему белизну. Из растертых в порошок душистых цветов готовилась пудра. 

Художник - Дарья Чалтыкьян

Древний Рим

Римляне одевались в одежды ярких цветов: красные, пурпурные, фиолетовые, желтые, коричневые.
Костюм белого цвета считался парадным, его надевали для торжественных выходов.
Туники представителей различных общественных слоев зависели от их знатности и богатства. Пурпурный цвет в Древнем Риме был символом власти. Лица, занимавшие высокие общественные должности, носили туники с нашитыми пурпурными полосами. Так, на тунике сенатора была нашита широкая вертикальная пурпурная полоса («клавус»), на тунике всадников — две узкие пурпурные полосы. Полководцы-триумфаторы носили туники пурпурного цвета, расшитые золотыми пальмовыми ветвями.
Женский костюм древних римлянок во многом схож с мужским. Он должен был придавать монументальность и величественность фигуре римской матроны, подчеркивать неторопливую плавную походку. Изготовляли его вначале из шерстяных тканей, а позже, в период империи, — из легких шелковых разноцветных тканей — иногда полупрозрачных, затканных золотом и серебром, которые со II в. до н.э. стали во множестве привозиться из других стран.
Римские женщины отличались особой страстью к богатым нарядам и украшениям. Чтобы ограничить эту страсть к щегольству, в Риме даже был издан строгий закон, запрещавший излишнюю роскошь. Впрочем, это ни к чему не привело: после войн с Малой Азией в Рим стало поступать еще больше восточных товаров и драгоценностей, и стремление к роскоши только усилилось. Если в более ранние времена римские матроны одевались в белую одежду, украшенную всего лишь узкой пурпурной каймой, то позже они стали шить одежды из разноцветных, клетчатых или ярких однотонных (лиловых, пурпурных, зеленых, желтых, красных) тканей. И несмотря ни на какие запреты, римлянки одевались в полупрозрачные, золотые и драгоценные пурпуровые ткани.
 Дорогая мужская обувь изготовлялась из кожи разных цветов и украшалась золотыми и серебряными бляшками. Бедняки и рабы обувались в простые деревянные башмаки. Обувь у римлян была необходимой частью туалета, снимать ее считалось неприличным даже в домашней обстановке. У полководцев-триумфаторов башмаки были пурпурные.
Крестьяне носили башмаки деревянные или из грубой невыделанной кожи.
Женщины надевали сандалии и башмаки из мягкой цветной кожи. Башмаки, которые носили знатные римлянки, были в основном из светлой тонкой кожи, расшитые жемчугом и золотом и очень плотно облегали ногу. Иногда римлянки носили мягкие полусапожки.
Римские женщины пользовались пудрой, душистыми маслами, мазями, румянами и притираниями, особыми средствами для осветления волос, для омолаживания кожи. Они научились искусству грима, употребляли различные лосьоны и помады для омоложения кожи лица, применяли свинцовые белила, зубной порошок из пемзы.

Художник - Дарья Чалтыкьян

Галлы

Об одежде древних галлов много писали римские и греческие авторы. Почти все они отмечали дикость этих людей и в то же время пышность их костюма... 
Богатые и знатные галлы одевались роскошно. Их одежда была разного цвета, с красивыми рисунками, прошивалась маленькими золотыми пластинками и блестками. Туники военачальников опоясывались перевязью, украшенной золотом или серебром. Диодор писал: «Их плащи с пестрой отделкой, прикрепляющиеся аграфами, или очень плотны, или же очень легки, смотря по времени года». Чем выше было положение галла, тем пышнее был его плащ.

Художник - Дарья Чалтыкьян

Скифы

Женщины в скифских племенах носили красные кожаные невысокую обвуь с узорами, которая надевалась на чулок, окантованный красной тесьмой. Кстати, подошвы тоже украшались различными аппликациями с бисером, потому что было принято сидеть сложив ноги пятками наружу.

Художник - Дарья Чалтыкьян

Византия

Для Византии характерно слияние римско-эллинистической культуры и христианства.

Обувь в Византии

Византийская обувь изготовлялась из цветной кожи и войлока и украшалась различными обшивками.
Мужчины обувались в закрытые сандалии с ремешками, переплетавшимися почти до колен, и мягкие сапоги, которые подвязывались под коленом ремешком. Со времен императора Юстиниана закон обязывал всех служащих носить обувь черного цвета. Обувь императора была пурпурного цвета.
Женщины ходили в башмаках из мягкой цветной (белой, красной, желтой) кожи. Богатые дамы носили шелковые и парчовые башмачки, расшитые жемчугом, вышивкой, драгоценными камнями.

Головные уборы в Византии

В Византии, как и в Древнем Риме, головные уборы носили редко — лишь для защиты от непогоды или жаркого солнца. Крестьяне, работавшие в поле, и путешественники надевали круглые меховые шляпы с полями, низкие шапки и колпаки с отворотом.
Знать щеголяла в плоских беретах, расширявшихся кверху, а в IX в. стала модной круглая высокая шапка, похожая на фракийскую.
Женскими головными уборами служили платки, головные сетки, богато украшенные чепцы. Замужние женщины носили особую повязку восточного типа, спирально обвитую двумя платками разного цвета (наподобие императорской тиары).

Художник - Дарья Чалтыкьян

Древняя Русь

Древний русич носил рубаху и штаны («порты»).
Рубаха — прямая, с длинными узкими рукавами, без воротника, спереди с небольшим разрезом, который завязывался шнуром или застегивался пуговицей. Иногда на рукава вокруг кисти надевали нарядные, из дорогой ткани, с вышивкой «зарукавья» — прототип будущих манжет.
Рубахи шили из ткани разных цветов — белой, красной, сине-голубой (лазоревой), украшали вышивкой или тканью другого цвета. Носили их навыпуск и подпоясывали.

Великие князья и княгини носили длинные и узкие туники с длинными рукавами, в основном, синего цвета; затканные золотом пурпурные плащи, которые застегивались на правом плече или груди красивой пряжкой. Парадным убором великих князей был венец из золота и серебра, украшенный жемчугом, самоцветами и эмалями, и «бармы» — широкий круглый воротник, также богато украшенный драгоценными камнями и медальонами-иконами. 

Художник - Дарья Чалтыкьян

Обувь

В Древней Руси носили сапоги или лапти с онучами. Онучи представляли собой длинные куски ткани, которые обертывали поверх портов. Лапти к ноге привязывали завязками. Зажиточные люди поверх портов носили очень толстые чулки. Знать обувалась в высокие сапоги без каблуков, сработанные из цветной кожи.
Женщины также носили лапти с онучами или сапоги из цветной кожи без каблуков, которые украшали вышивкой.

Османская империя

Турецкая одежда изготовлялась из самых разнообразных тканей: льняных, бумажных, шерстяных, суконных, а также из тафты, атласа, муслина, батиста и даже меха и сафьяна. Костюмы были белого, черного, зеленого, иногда красного цветов (одежды такого цвета носил сам пророк Мухаммед). Турецкие султаны одевались только в белые одежды; военные — в белые и зеленые. У великого визиря парадный костюм был из белого шелка, у муфтия — из белого сукна, духовные лица носили зеленое сукно.
Длинные кафтаны с широкими и очень длинными рукавами шили из одноцветной или полосатой ткани — полубумажной или полушелковой, застегивали их на пуговицы или запахивали. 
Верхней одеждой у турок было «фередже». Его надевали поверх остального платья. Это была длинная широкая одежда с длинными широкими, иногда разрезными рукавами. На каждый день его шили из толстой шерстяной ткани синего или зеленого цвета. А на выход — из шелка, дорогого сукна, подбивали и оторачивали дорогим мехом. У него также мог быть отложной воротник, а впереди — шнуры и пуговицы. Цвет и отделка фередже зависели от звания и должности носившего. 
Костюм турецких женщин был похож на мужской. Так же, как и мужчины, они носили штаны, которые шились из кисеи, шелка, полотна желтого цвета или в полоску. Полотняная рубашка походила на мужскую, но короче. Сверху надевали: шелковый узорчатый полукафтан с широкими рукавами, из-под которых выглядывали рукава рубашки, и еще один шелковый кафтан. Оба кафтана имели глубокий вырез ворота. Верхний был длинным, с разрезами на боках до самых колен, завязывался шелковым кушаком или поясом, украшенным серебром и золотом.
Выходя на улицу, турчанки надевали черный шелковый плащ с большим четырехугольным отложным воротником зеленого цвета. Женщины средних сословий носили полосатые шерстяные плащи и очень длинные покрывала.
Самой примечательной частью турецкого костюма был головной убор — «тюрбан».
Тюрбан состоял из двух частей — колпака различной величины и формы и длинного куска тонкого мягкого шелка или муслина. Колпак, как предписано у мусульман, был красным, а сам тюрбан — белым. Только эмир носил зеленый тюрбан (цвет знамени Магомета). Кроме тюрбанов было много других головных уборов, различавшихся по форме, отделке, цвету.
Турецкие женщины с удовольствием пользовались косметикой. Они белились и румянились, натирались различными благовониями и маслами, красили в красный цвет ногти и пальцы, чернили брови и ресницы краской, которую делали из сажи. Некоторые турчанки украшали лоб мушками. Иногда, по древнеарабскому обычаю, наносили себе на руки и грудь татуировку.

Художник - Дарья Чалтыкьян

Средневековье

Романский период (IX—XII века)

В романский период ткани и одежда изготовлялись в поместье феодала. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок.
Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались не покроем, а качеством ткани и богатством отделки.
В XIV веке появились распашные одежды. Костюмы стали более разнообразными по форме и цвету. Самой модной и дорогой тканью был бархат, а излюбленным орнаментом — растительный. 
Самые лучшие ткани изготовлялись в Венеции, Милане, Флоренции, Генуе — парча, муар, газ, атлас, узорчатые шелка(особенно был популярен шелк с цветочным орнаментом в турецком стиле), бархат, в том числе тканый золотом и серебром.
Для средневековой одежды была характерна символика цвета. 
  • Одежду желтого цвета старались не носить, так как этот цвет считался цветом измены и ненависти. 
  • Белый цвет символизировал чистоту, невинность, добродетель.
  • Черный — скорбь и верность.
  • Голубой — нежность. 
  • Одежду красного цвета («цвета крови») носили палачи.

В конце XII в. на доспехах рыцарей стали изображать феодальные гербы. Постепенно они становились фамильными с постоянным изображением и цветом. Иногда герб делился на две или четыре разные по цвету части. В соответствии с цветами герба одежда рыцарей часто также разделялась по вертикали на две половины разного цвета. Такой костюм назывался «ми-парти». В ми-парти даже обувь по цвету соответствовала правой или левой стороне одежды. Такой костюм носили молодые люди, и чаще всего пажи.

Художник - Дарья Чалтыкьян

В раннем средневековье горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами — «ботт». Их шили из ткани или цветной кожи. В XII в. во Франции начинают носить обувь с длинными острыми носками — «пигаш» (их возникновение связывают с именем графа Анжуйского), которые распространяются во всей Западной Европе.
Крестьянской обувью были более мелкие башмаки, которые подвязывались к ноге шнурками.
Женщины носили закрытые туфли из цветной кожи на мягкой подошве, без каблуков.

Художник - Дарья Чалтыкьян

Готический период (XIII-XV века)

В XIV в. появились распашные одежды. Костюмы стали более разнообразными по форме и цвету. Самой модной и дорогой тканью был бархат, а излюбленным орнаментом — растительный. На европейский костюм позднего средневековья повлиял также культ Прекрасной Дамы и возникновение такого социального явления, как «мода».
В этот период все больше заметно различие между костюмами феодалов, горожан и крестьян. Кроме того, появилась дифференциация в костюме самих феодалов. В XIII в. были изданы первые законы о рангах в одежде. Ткань и форма костюма теперь строго зависит от сословной принадлежности. Вассалы не имели права одеваться так же пышно и богато, как их сюзерены.
Самые лучшие ткани изготовлялись в Венеции, Милане, Флоренции, Генуе — парча, муар, газ, атлас, узорчатые шелка (особенно был популярен шелк с цветочным орнаментом в турецком стиле), бархат, в том числе тканый золотом и серебром.

В XIII в. окончательно сформировывается «гербовая одежда» — ми-парти. Ее носили феодалы, их вассалы и слуги. Чаще всего она состояла, как и поле герба, из четырех цветов. Гораздо позже из гербовой одежды вассалов произошла ливрея слуг дворянства.
Мужские костюмы шили из шерстяных тканей красного, коричневого, синего цветов, а также полосатых. Но самыми распространенными цветами были черный и зеленый.

Женский костюм позднего средневековья подчеркивал женственность. Культ Прекрасной Дамы противостоял влиянию церкви, учению о греховности плоти. Женская одежда стала менее закрытой, не скрывала формы фигуры, выявляла физическую привлекательность женщины.
По-прежнему в гардеробе женщин оставались котт и камиза. Нижнюю рубашку женщины украшали вышивкой, окрашивали в кремовый цвет настоем шафрана.
Узкий лиф котт имел сбоку или впереди разрезы и шнуровку, сквозь которую виднелась рубашка. Юбка котта расширялась за счет боковых клиньев. Узкие длинные рукава заканчивались расширенными книзу манжетами. У котта могло быть несколько рукавов разного цвета, которые пристегивались булавками к проймам или соединялись шнуровкой.
Женщины носили такую же обувь, что и мужчины. Ее делали из плотной дорогой ткани, мягкой цветной кожи, бархата, и у нее также были заостренные носки.
Мужские головные уборы очень разнообразны: цветные береты с меховой оторочкой, остроконечные или с широкой тульей шляпы с плоскими полями, высокие шапки без полей. Популярным становится капюшон, пришитый к куртке или плащу.

Художник - Дарья Чалтыкьян

Бургундская мода

Бургундия - средневековое герцогство, сложившееся на землях бывшего королевства Бургундия, отошедших по Верденскому договору 843 г. к Франции, и просуществовавшее под сюзеренитетом королей Франции до 1482 г.
В XV в. бургундский двор был одним из богатейших в Европе и считался законодателем мод. Бургундский костюм стал эталоном изящества, в нем воплотились основные черты готического стиля.
Цвета женского костюма были контрастными. Например, под сюрко из пурпурной парчи надевали котт синего или зеленого цвета.

Дарья Чалтыкьян Бургундская мода

Поверх цветного шелкового котта королева надевала «королевское сюрко», лиф и подол которого были отделаны мехом горностая. Сзади к сюрко пришивалась мантия. Лиф сюрко украшался чеканными пластинками и драгоценными камнями.



Дарья Чалтыкьян Бургундская мода

Головным убором королевы был эскофьон-а-корн («эскофьон в виде рогов»)  из красной с золотом парчи с покрытыми золотым узором боковыми частями. Сверху на эскофьоне прикреплялось золотое украшение с фестонами, драгоценными камнями и золотыми розетками.

Королева могла также покрыть золотой сеткой заплетенные и уложенные над ушами косы, а сверху в торжественных случаях надевала корону.

На турниры рыцари надевали кольчугу, защищающую все тело, и длинное сюрко. Лошади покрывались    попонами. Попона, сюрко и щит были одинакового цвета с изображением герба. Шлемы рыцарей снабжались металлическим забралом, похожим на маску, и узорным навершием.

Художник - Дарья Чалтыкьян

Замужние женщины носили на голове белые покрывала.

Художник - Дарья Чалтыкьян

Возрождение

В эту эпоху люди рaзличных деловых профессий носили устaновленные цветa. 
  • Городские бургомистры и судьи носили черное плaтье, их верхняя одеждa былa из золотой пaрчи и подбивaлaсь горностaем. Они носили пунцовую шaпку и белые перчaтки с крaсными кистями, пользовaлись тростью из черного деревa с серебряным или изслоновой кости нaбaлдaшником. 

Ганс Гольбейн Портрет бургомистра Якоба Мейера. 1516
  • Адвокaты носили одежду пунцового цветa.
  • Нотaриусы и писцы голубого и светло-фиолетового
  • Ученые носили черное или серое плaтье и синий или фиолетовый плaщ.

Питер Пауль Рубенс «Четыре философа», 1611—12. Палаццо Питти, Флоренция

  • Лицa медицинских профессий - крaсное или лиловое плaтье и черный плaщ, врaчи имели еще и горностaевую опушку. 
  • Священники носили черную сутaну, a монaхи цветa своего орденa. 


Хaрaктерной чертой светского костюмa дaмы (особенно в Испaнии) былa его скромнaя рaсцветкa. Носили глaвным обрaзом плaтья черного цветa, в пaрaдных случaях только белого. Во Фрaнции и Англии применяли блеклые тонa рaзличных цветов, в Итaлии носили ткaни ярких цветов. 

Отличительным признaком знaтных молодых мужчин были пaнтaлоны двух цветов, шитые золотом, серебром и дaже жемчугом. В середине XVI столетия было принято носить пaнтaлоны с внутренней стороны пунцовые, a снaружи лиловые с серыми полосaми. Они были вздуты нa бедрaх, прорезaны и подбиты цветным шелком, a тaкже оторочены гaлуном.

Питер Пауль Рубенс Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609





Книга "История костюма" Д. Чалтыкьян - купить книгу ISBN 978-5-98986-482-9 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "История костюма" Д. Чалтыкьян - купить книгу ISBN 978-5-98986-482-9 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru



Книга "Костюмы Европы XVI–XVIII веков. Ж. Дюплесси" Р. Алдонина - купить книгу ISBN 978-5-7793-4388-6 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Костюмы Европы XVI–XVIII веков. Ж. Дюплесси" Р. Алдонина - купить книгу ISBN 978-5-7793-4388-6 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru



Книга "Городские костюмы Франции XIII–XVI веков" М. Мартиросова - купить книгу ISBN 978-5-7793-4182-0 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Городские костюмы Франции XIII–XVI веков" М. Мартиросова - купить книгу ISBN 978-5-7793-4182-0 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru



Книга "Традиционные костюмы Германии XIII–XIX веков" М. Мартиросова - купить книгу ISBN 978-5-7793-4239-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Традиционные костюмы Германии XIII–XIX веков" М. Мартиросова - купить книгу ISBN 978-5-7793-4239-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru


Книга "История костюма всех времен и народов. Европа. XVII–XVIII века" - купить книгу ISBN 978-5-7793-4217-9 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "История костюма всех времен и народов. Европа. XVII–XVIII века" - купить книгу ISBN 978-5-7793-4217-9 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru



Книга "История костюма всех времен и народов. Европа. XIX век" - купить книгу ISBN 978-5-7793-4218-6 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "История костюма всех времен и народов. Европа. XIX век" - купить книгу ISBN 978-5-7793-4218-6 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru



Книга "История костюма всех времен и народов. За пределами Европы" - купить книгу ISBN 978-5-7793-4214-8 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "История костюма всех времен и народов. За пределами Европы" - купить книгу ISBN 978-5-7793-4214-8 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru



Книга "История костюма всех времен и народов. Классическая древность" - купить книгу ISBN 978-5-7793-4213-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "История костюма всех времен и народов. Классическая древность" - купить книгу ISBN 978-5-7793-4213-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru



Книга "Русский костюм с Древней Руси до наших дней" Юрий Каштанов - купить книгу ISBN 978-5-7793-0969-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Русский костюм с Древней Руси до наших дней" Юрий Каштанов - купить книгу ISBN 978-5-7793-0969-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru



Книга "Мода. 2000 лет истории в картинках. Иллюстрированный путеводитель" - купить книгу Fashion: A Visual History ISBN 978-5-271-42296-6 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Мода. 2000 лет истории в картинках. Иллюстрированный путеводитель" - купить книгу Fashion: A Visual History ISBN 978-5-271-42296-6 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru


Книга "История моды в деталях. С XVIII века до наших дней" Стивенсон Н. - купить книгу The Chronology of Fashion ISBN 978-5-699-49043-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "История моды в деталях. С XVIII века до наших дней" Стивенсон Н. - купить книгу The Chronology of Fashion ISBN 978-5-699-49043-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru


Книга "Энциклопедия костюма" Д. Чалтыкьян - купить книгу ISBN 978-5-98986-389-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Энциклопедия костюма" Д. Чалтыкьян - купить книгу ISBN 978-5-98986-389-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru



Книга "История моды с XVIII по ХХ век. Коллекция Института костюма Киото (комплект из 2 книг)" - купить книгу Fashion: A History from the 18th to the 20th Century ISBN 978-5-404-00243-0 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "История моды с XVIII по ХХ век. Коллекция Института костюма Киото (комплект из 2 книг)" - купить книгу Fashion: A History from the 18th to the 20th Century ISBN 978-5-404-00243-0 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru


Книга "Сборник античных костюмов" И. Афанасьева - купить книгу ISBN 978-5-7793-4015-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Сборник античных костюмов" И. Афанасьева - купить книгу ISBN 978-5-7793-4015-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru



Книга "История моды. Иллюстрированная энциклопедия от древности до наших дней" - купить книгу Fashionable: An illustrated history of the bizarre and beautiful ISBN 978-966-180-525-4 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "История моды. Иллюстрированная энциклопедия от древности до наших дней" - купить книгу Fashionable: An illustrated history of the bizarre and beautiful ISBN 978-966-180-525-4 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru


Книга "Всемирная история костюма" И. В. Блохина - купить книгу ISBN 978-5-17-081030-7 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Всемирная история костюма" И. В. Блохина - купить книгу ISBN 978-5-17-081030-7 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru



Книга "Костюм русской знати. От Византии до модерна" А. Ю. Андреева - купить книгу ISBN 978-5-93437-285-0 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Костюм русской знати. От Византии до модерна" А. Ю. Андреева - купить книгу ISBN 978-5-93437-285-0 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru



Книга "История костюма (набор из 33 открыток)" Дарья Чалтыкьян - купить книгу ISBN 978-5-98986-494-2 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "История костюма (набор из 33 открыток)" Дарья Чалтыкьян - купить книгу ISBN 978-5-98986-494-2 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru



Книга "История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. От Древнего Египта до модерна" А. Ю. Андреева, Г. И. Богомолов - купить книгу ISBN 978-5-93437-062-7 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. От Древнего Египта до модерна" А. Ю. Андреева, Г. И. Богомолов - купить книгу ISBN 978-5-93437-062-7 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru


Книга "История костюма. 1200 - 2000" Джоан Нанн - купить книгу ISBN 5-17-018574-x с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "История костюма. 1200 - 2000" Джоан Нанн - купить книгу ISBN 5-17-018574-x с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru




Книга "История костюма" Ф. Ф. Коммиссаржевский - купить книгу ISBN 5-17-034361-2 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "История костюма" Ф. Ф. Коммиссаржевский - купить книгу ISBN 5-17-034361-2 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru




Книга "История костюма. Стили и направления" Э. Б. Плаксина-Флеринская, Л. А. Михайловская, В. П. Попов - купить книгу ISBN 978-5-7695-7270-8 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "История костюма. Стили и направления" Э. Б. Плаксина-Флеринская, Л. А. Михайловская, В. П. Попов - купить книгу ISBN 978-5-7695-7270-8 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru



Книга "Костюмы народов с древности до XIX века" В. Калмыкова - купить книгу ISBN 978-5-7793-4010-6 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Костюмы народов с древности до XIX века" В. Калмыкова - купить книгу ISBN 978-5-7793-4010-6 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru



Книга "История моды, костюма и стиля" Светлана Попова - купить книгу ISBN 978-5-17-041313-3 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "История моды, костюма и стиля" Светлана Попова - купить книгу ISBN 978-5-17-041313-3 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru



Книга "Русский боярский костюм XXI века" - купить книгу ISBN 978-5-905067-03-7 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Русский боярский костюм XXI века" - купить книгу ISBN 978-5-905067-03-7 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru



Комментариев нет:

Отправить комментарий