Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадной взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
И. А. Бунин
ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ "КОМПОЗИЦИЯ VII. НАБРОСОК I", 1913. Частное собрание, Берн
Многокрасочность, цветистость, пестрота, разноцветность, радужность, полихроматичность... Как много слов противостоит скучному однообразию, с которым человечество борется с самого начала своего существования. Примерно 85% всего объема информации о внешнем мире человек в своей жизни и
деятельности получает через зрение. Многоцветье явлений природы находит отражение в
сознании и помогает человеку ориентироваться в окружающей среде,
приспосабливаться к ее изменениям.
Однако человек - существо творческое, он
преобразует природу, очеловечивает ее, непрерывно расширяет пространство
культуры. В этом своем историческом сознании он активно, наряду с другими
средствами, использует всю палитру красок, для того чтобы отобразить в продуктах
своей деятельности всю гамму своих чувств и переживаний, придать им такую
форму, чтобы они нашли живой отклик у другого человека, вошли в ткань культуры,
стали ее элементом, качеством, свойством.
Для социологии культуры важно различать
естественные (природные) цветовые явления от цветовых явлений, создаваемых
человеком. Полихроматические феномены (ПХФ) – это искусственно создаваемые
цветовые эффекты. Любой материальный предмет в обществе как продукт
человеческой деятельности, так или иначе, является моно- или полихроматическим
феноменом. Цвет сам в отрыве от полихроматических феноменов не играет роли. Он
несет нагрузку в рамках целого и выполняет социальную функцию. Полихроматизация
связана с усложнением отношения человека к миру, к самому себе.
Полихроматические феномены - это цветовые знаки,
символы, образы, их композиции и системы. Так, у древних греков символ -
условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной
группы, тайного общества и т. п. В истории культуры символ - предмет, действие
и т. д., служащее условным обозначением какого-либо образа, понятия, идея;
художественным образ, воплощающий какую-либо идею.
Образ - специфическая, присущая искусству форма
отражения действительности характерными для каждого отдельного вида искусства
приемами. Полихроматические феномены - это специфическая часть образа человека
переходящая от человека (общества) к другому человеку, это специфическое
выражение отношений человека к человеку, это средство общения между людьми,
элемент социокультуры как передача опыта от одного поколения к другому.
Именно создаваемые в процессе
природно-чувственного совместного освоения действительности цвето-смысловые
формы социально-культурного, информационного взаимодействия называется
полихроматическими феноменами.
Социальная сущность полихроматических феноменов
заключается в отражении и преображении человеком наличного социального мира
посредством практического выражения в визуально-цветовой форме чувственной силы
и нюансов межиндивидуального взаимодействия и социального общения.
Жизнь общества и человека находится в постоянном
изменении и развитии. В этом процессе обнаруживаются новые аспекты взаимосвязи
человека и природы, личности и коллектива, труда и культуры. Часто это
оказывает большое воздействие на характер деятельности людей и образ их жизни,
на их отношение к культуре в целом.
Человек -
это единство природного и социального. Человек в процессе социализации и
индивидуализации формируется как художественное произведение социальной
природы. Стремление человека к красоте, к полихроматической
культуре может поддерживаться или опровергаться внешней окружающей его средой,
обществом.
Полихроматичный мир материальных вещей и
предметов, помимо своего непосредственного производственного, потребительского
и иного подобного предназначения, обладает огромным социально-коммуникативным
значением. Полихроматичный мир вещей, движение этих вещей оказываются не чем
иным, как эстетически опредмеченным миром человеческих, общественных отношений.
Полихроматичный мир вещей, связи этого мира вещей - это не что иное, как
фрагмент, грань мира человеческих, общественных отношений. Эта способность
вещей, предметов выражать, воплощать связи людей, функционировать в качестве
агентов человеческих отношений представляет собой один из источников
общественных значений данных вещей, их общественного бытия. Способность быть
выразителем, носителем человеческих отношений свойственна не только
материальным продуктам. По существу, все продукты человеческой деятельности без
всяких исключений и изъятий является моно- или полихроматическими феноменами
также являются не чем иным, как своеобразным воплощением человеческих связей и
отношений. Более того, социально-коммуникативный момент в ряде случаев
оказывается боле явным и наглядным, чем в продуктах материального производства.
Отношения индивида к полихроматическим феноменам опосредованно его
отношениями к людям и включены в процесс общения. Чтобы жить, индивид должен
активно и адекватно действовать в полихроматическом мире социокультурной среды.
Порой индивид имеет патологические проблемы (например, цветовую слепоту),
которые усложняют его адаптацию к социокультурной полихроматической среде.
Индивид вводится в полихроматический мир социокультурной среды окружающими
людьми, и они руководят им в этом мире посредство культивирования
полихроматических феноменов.
В течение жизни
люди нередко меняют свои цветовые пристрастия, потому что изменяется
"внутренний" цвет человека, его отношение окружающей
полихроматической социосреде. Предпочтительность полихроматизмов зависит от
демографических и географических характеристик социогрупп, в том числе и от
национальной принадлежности каждого индивида. Человек, родившийся в одной
стране, прожив большую часть жизни в другой, при этом имея национальность,
отличную от всех тех, которые проживали большей своей частью там, где он
родился и жил, будет иметь синтез в предпочтительности полихроматических
феноменов, по крайней мере, трех национальностей.
Поэтому цветопредпочтительность у каждой личности социума особенная. Она зависит от пола индивида, возраста, образования, национальности и от той части света, страны, в которой он живет. Полихроматический мир человека включает в себя природно-географическую среду, которая является фактором развития личности, гармонизации отношений между человеком и природой.
Фото Сергея Гутника
Поэтому цветопредпочтительность у каждой личности социума особенная. Она зависит от пола индивида, возраста, образования, национальности и от той части света, страны, в которой он живет. Полихроматический мир человека включает в себя природно-географическую среду, которая является фактором развития личности, гармонизации отношений между человеком и природой.
Полихроматические феномены - еще один ключ к пониманию, психологии времени, событий и явлений: будь то гамма великого произведения искусства или одежда человека, флаг государства или эмблема фирмы. Это одно из средств
приобщения индивида к социальному и культурному опыту. Осознанное употребление
большого разнообразия полихроматических феноменов связано с усвоением
определенных социальных норм и ценностей.
Таким образом, творчески-созидательная
жизнедеятельность человека, как процесс преобразования возвышения духовной
жизни личности и общества на основе познания и сознательного использования
законов гармонии, красоты человеческих отношений, является основой эстетической
полихроматизации объективной социальной реальности.
Искусство и цвет
Комментариев нет:
Отправить комментарий