понедельник, 19 августа 2013 г.

Тучи в голубом цвете

Основная характеристика: хроматический, пятый цвет спектра, холодный.

В лингвистике:


Как и другие прилагательные, обозначающие цвета, голубой называет весьма разнообразные оттенки цвета, начиная от совсем светлых голубоватых, голубовато-серых оттенков до темно-голубых.

В толковом словаре Ожегова С. И. приводится такое толкование слова "голубой": "ГОЛУБОЙ, -ая, -ое. 1. С окраской небесного, светло-синего цвета. Голубые глаза.2. перен. Идиллический (во 2 знач.; разг. ирон.). Голубая мечта. Голубая роль (маловыразительная роль положительного героя)".[1]

Что касается синонимов цветообозначения "голубой" то, по мнению автора "Словаря синонимов русского языка", синонимами являются небесный, небесно-голубой, бирюзовый, лазурный; лазоревый (устар. и народно-поэт.).[2]

Буква
Характеристика
Цвет
В
Исторически: финикийский знак "бет" - "дом"; гpеческая "бета" (в византийском произношениии - "вита"); славянское "веди" - "ведай, знай" (число 2). Лингвистически: это суженный звук б, губно-зубной, щелевой, pодственный у, по способу обpазования близок с ю. В - это смягчение и удержание колебаний воздуха мягкостью губ под контролем зубов.
Психологически: влияние и волнение, влечение к овладению и объединению внутреннего с внешним, внедрение и выявление чувств, их оформление. Стремление к сближению, взаимности и взаимопониманию, вбирание (вход) и выдача (выход). Переливающиеся волны эмоций.
Влажной весною речная волна
В веерный танец вовлечена.
И в бирюзовую воду вросли
Вьющейся лентою водоросли.[3]
В - зелено-голубого (бирюзового) цвета, отражающего эмоциональную живость, взаимопроникновение и влажность.

После 1812 года появляются попытки синестезийного опыта с алфавитом разговорного языка, и далее появляются синестезийные аналогии со сложными чувствами и переживаниями (например, жалость видят нежно-голубой).

Владимир Набоков в своем романе "Другие берега" составил свою цветную латинскую и русскую азбуку, где С - влажно-голубое.[4]

Как выяснил А. П. Журавлев, русские звукобуквы могут обозначать различные цвета[5]. Вот звукоцветовые соответствия гласных: ю - голубой, сиреневый.

Эта интересная особенность звуков проявляется в поэзии. Это можно узнать, подсчитав количество гласных, удваивая ударные при счете.

У цветовых ощущений спектра не существует определенного ряда цветов. Ничто не мешает совершенно произвольно и в произвольных интервалах выбирать цвета, которые особенно бросаются в глаза, или же особенно часто встречаются в практической жизни. Все названия цветов у древних народов были поэтому очень неопределенными. Цвет неба (coelum) дал повод назвать его особым словом "coeruleus". Немецкое "blau" производится от древнего корня blow, дуть, т. е. обозначало сперва тоже цвет воздуха.

"Голубой" в английском языке служит метафорой меланхолического настроения или крайнего раздражения.

В мифологии:

В своей книге "Цвета видимые и невидимые" Полет и Морис Дерибере пишут: "Без сомнения, именно Китай, еще до шумерского периода и окрашивания этажей в зигурт (храм пирамидальной формы с этажами), дает первую символику красок, отвечающую запросам людей, организовавших первые общества". Так, в Китае голубой символизирует Дао, священный путь, непостижимый принцип всего сущего.

Голубой - для китайцев один из траурных цветов, в Индии - символ правдивости, для мусульман - хранитель от дурного глаза. Египтяне очень любят голубой, у них он символизирует воздух. У древних индейцев голубой, как и белый) ассоциировался с Севером (страной Холода).

Японцы наделяют цвета значениями особенно утонченными, превосходящими то, что человек в состоянии описать. Синтоиские школы открывают своим посвященным следующие соответствие - голубой/зеленый - Жизнь, творение.

Символизм - важная характеристика западноевропейской культуры. Каждый цвет в одежде имел свое назначение, например, голубой трактовался как цвет верности. Информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру.

Голубой - один из основных цветов западногерманской. Голубой цвет символизировал печаль.

Символическое значение цветов, виденных во сне у русских крестьян таково: голубой - благочестие, мудрость, чистота чувств, небо; соединение розового и голубого, т. е. нежности и чистоты чувств; соединение красного и голубого, т. е. пылкости и небесной мудрости.[6]


В геральдике:


Голубой (лазоревый) в геральдике  - символ красоты, мягкости, величия.



Герб старинного русского дворянского рода Шиповых

В космологии:

Цветам также даны числовые характеристики. Следующий список включает девять основных чисел, используемых в нумерологии, а именно: 5 - голубой.

Бирюзовый цвет (переход от зеленого к синему) соответствует планете Сатурн.

Небесный свет и безграничность голубого (бледно-голубого) цвета находят свое отражение в образе Водолея, далекой планеты Уран и идеалистичном XI-ом доме.

Соответствие знаков Зодиака и цветов группы "голубые":

*                   Овен - голубой,

*                   Телец - ярко-голубой,

*                   Близнецы - серовато-голубой,

*                   Рак - светло-голубой,

*                   Дева - светло-голубой,

*                   Весы - темно-голубой,

*                   Стрелец - голубой.


В религии:


Голубой ассоциируется с божеством во всех мифологиях: с Амоном-Ра, богом восходящего солнца в Древнем Египте.
В Греции - с Юпитером, отцом богов и людей, Юноной, воплощением женского плодородия и расцвета, в Индии - с Вишну, поборником справедливости.

Голубой - холодный цвет пустоты, является цветом истины для египтян; вечной истины, бессмертия, верности, целомудрия, лояльности и правосудия в христианстве.

В изобразительном искусстве иконография закрепляет за отдельными персонажами Нового Завета определенные тона одежд. Петр предстает перед нами в белых и синих одеяниях, херувимы - в голубых. Пресвятая Богородица часто изображена в голубых одеяниях. Цвет плаща Богоматери голубой, потому что голубой символизирует исконно материнскую привязанность, верность и доверие, любовь и самоотдача.
В разных сценах меняются одеяния Христа. Они могут быть голубыми.

Смысловая гамма иконописных красок необозрима. Важное место занимали всевозможные оттенки небесного свода. Иконописец пользовался всем многообразием оттенков голубого: темно-синий цвет звездной ночи, яркое сияние голубой тверди и множество бледнеющих к закату тонов светло-голубых, бирюзовых и даже голубоватых.


В физике:

Длина волны голубого цвета - 480...500 нм; зелено-голубого - 500...520 нм. Голубой - основной цвет аддитивного синтеза. Соединение голубого и фиолетового рождает синий.

В психологии:

Голубой способен различить ребенок с четырехмесячного возраста, отдавая ему предпочтение.  Однако голубой дети еще долго называют "серым" или "ничего" (Прейер).

По тесту Люшера, потребность в покое у того, кто на первом месте выбрал голубой цвет. Он нуждается в спокойном, мирном, гармоничном состоянии, способном принести спокойную удовлетворенность и ощущение общности. Стабильность и устойчивость не слишком свойственны, их психика отличается реагентностью и чувствительностью, эмоциональностью и меньшей проявленностью внешней активности и силовых взаимоотношений. Принятие решения в пользу или против какого-нибудь цвета часто находится под влиянием внешних условий.

По мнению Люшера и Кандинского голубой отражает покой, удовлетворение, гармония, так и неудовлетворенность, взбудораженность, беспокойство.

Голубой - это беззаботное веселье, исполнение идеала единения (голубой цветок романтизма), это - тесная связь с праматерью, преданность и доверие, любовь и самопожертвование (голубой плащ Богоматери).

Голубой - это "очаровательное ничто", о котором говорит Гете.

Цвет разума, символ созерцательности и неба. Цвет активности мысли и фантазии, рожденной из физической пассивности, это самый холодный и далекий цвет, размывающий и удаляющий очертания предметов, настраивающий на обновление и путешествия.

Голубой соответствует символически женскому началу, горизонтальному направлению, левой стороне, флегматичному темпераменту. Он имеет расширяющуюся и теряющуюся в пространстве форму круга.

Голубой - это символический цвет вечности и гармонии в общественном развитии: цвет традиции. Цвет альтруистов.

Голубой - цвет терпимости, уравновешенности, самоконтроля, великодушия, доброты, обдуманности поведения, потребности в умиротворении. По народной мудрости, голубой означает верность.

Цвет
Воздействие цветов блока "голубого"
Светлый зелено-синий
или бирюзовый
Самый холодный из всех цветов, цвет гигиенической стерильности.
Бело-голубой (неоново-голубой)
Дает ощущение безграничной перспективы, расширяет пространство и раскрывает подсознание через обостренную восприимчивость, создает впечатление ясности, приветливости, дружественности, отрывает от действительности, настраивает на парящие мечты, жажду сверхъестественного и беззаботность.
Лазурный или небесно-голубой
Истинно небесный оттенок, который выбирают те, кто идет впереди мира и посвящает себя благородным делам. Это символ не эгоистичной личности, а также тех, кто стремится к духовным достижениям.


В медицине:


При голубом цвете снижается мускульное напряжение и артериальное давление. Дыхание замедляется становится менее глубоким. Увеличивается длительность выдыхания. Пульс становится реже и ослабляется. Почти исчезает чувство боли. Оказывает тормозящее действие, может порождать усталость или слабую угнетенность.

Лазурит  - камень неба, который в течение 7 тысяч лет проходит через всю историю человеческой культуры, надежно служит как лечебным целям, так и эстетическим.
Ляпис-лазурь (лазурит) применяется от болезней глаз, при заболевании позвоночника (остеохондрозе), при ряде кожных заболеваний. В старину из порошка лазурита изготавливали пилюли "алкермес", которые использовались для очищения организма, при желудочных заболеваниях. Его неповторимый голубой цвет способен помогать при бессоннице.

Голубые тона производят впечатление легкости, воздушности и чистоты. Помогает при зуде и раздражениях. Увеличивает потоотделение. Стимулирует мозговую железу. При голубом цвете снижается мускульное напряжение и артериальное давление. Дыхание замедляется становится менее глубоким. Увеличивается длительность выдыхания. Пульс становится реже и ослабляется. Почти исчезает чувство боли. Оказывает тормозящее действие, может порождать усталость или слабую угнетенность.

Бирюзовый стимулирует иммунную систему, утоляет боль при острых патологиях, оказывает благотворное влияние на эпителиальные ткани.

Бирюза, камень морской воды - аквамарина и амазонского камня - амазонита - это камни сине-зеленых тонов, синтезирующие в себе два успокаивающих цвета - синий и зеленый. Этот эффект настолько силен, что это сочетание способно предотвращать у больных эпилепсией их тяжелые припадки. [7]

В современной косметологии разработана австрийской компанией SOFRI система цветовой космоцветики, куда входят серии семи цветов, которые могут комбинироваться индивидуально для каждого клиентов зависимости от состояния кожи и сопутствующих проблем. Голубой - улучшает дыхание кожи, замедляет процессы старения.

В социологии:

Голубой цвет соответствует символическому женскому началу, матриархату. Когда дети вступают в возраст полового созревания, их влечет меланхолический голубой цвет. По мнению Гете, женская молодежь держится розового и голубого.

Голубой цвет создает ощущение тайны и приглашает к исследованиям. Это цвет независимости и тяги к приключениям. Это самый популярный цвет у американских мужчин.

Во внешнем облике:


Весеннему типу людей к лицу все светлые, легкие и приветливые тона голубого, поскольку они - в большей или меньшей степени - содержат белое. Благодаря этому они (хотя голубой цвет холодный) гармонично подходят природному теплому колориту весеннего типа. Нюансы голубого простираются от легкого, нежно-бирюзового до веселого, лучистого василькового. В голубизне весны нет приглушенных или очень темных красок.

Светло-голубой с оттенком серого - это сравнительно натуральный цвет, и он фантастически идет весеннему типу. В качестве основного цвета гардероба он хорош потому, что легко сочетается со многими цветами и позволяет составлять разнообразные комбинации. Он сочетается с охрой, белым и коричневым; с коричневым и беж; с тремя фиолетовыми нюансами; с фиолетовым и розового дерева; с омарово-красным, бирюзовым и белым; с серебристо-серым, королевски-синим и вкраплениями желтого; с майской зеленью и белым и т. д.[8]

Нежные, сдержанные нюансы голубого, существенно разбавленные белым с легким уклоном в красноватое или в бирюзовое, лучше, чем какие-либо другие цвета косметики для глаз, подчеркивают достоинства золотистого оттенка кожи весеннего типа. Это особенно благоприятно, когда радужная оболочка глаз содержит в своем составе серо-голубые компоненты. Карандаш для век не должен отступать от светлых голубых тонов, поскольку все четкие и жесткие контуры противопоказаны весеннему типу. Оптимальные цвета туши для ресниц - серый, не слишком темный серо-голубой или бирюзовый.

Летнему типу больше всего к лицу сдержанные, приглушенные голубые тона, часто дымчатые и размытые. Они наилучшим образом гармонируют с нежным, прохладным колоритом кожи летнего типа и его типичными пепельными волосами. Льдисто-голубой или, наоборот, ярко-синий, которые может носить зимний тип, летнему противопоказаны. Они подавляют своим интенсивным излучением его природные неяркие краски и делают его бледным и погасшим.

Для летнего типа одетого в голубые тона, лучше всего подходит голубая косметика для глаз, особенно если радужная оболочка содержит серо-голубой или светло-серый оттенки. Тени и карандаши для век в прохладных, нежных серых и серебристых нюансах летней палитры выгодно довершат облик летнего типа, одетого в голубое. Если глаза коричневого цвета от светлых до темных оттенков, то лучше выбрать более темные голубые нюансы с уклоном в фиолетовое. Карандаш для век может использоваться только очень умеренно, поскольку летний тип не переносит ни жестких контуров, ни драматического макияжа. Если по нижнему краю века провести штрих белым или светло-голубым контурным карандашом, белки глаз будут выгодно оттенены. Оптимальные цвета туши для ресниц - серо-голубой и фиалково-голубой.

Голубые нюансы, подходящие осеннему типу, несколько приглушены, но все же обладают глубокой и ощутимой световой силой. Только в таком варианте холодный голубой цвет может сочетаться с теплым природным колоритом осеннего типа. Второй признак принадлежности голубого к осеннему типу - включение в его состав красно-фиолетового оттенка (сливово-синий) либо зеленого, что придает ему характерный керосиново-синий тон. В осенней голубизне нет лучистых и светлых нюансов.

Когда женщина осеннего типа дополняет макияжем свой голубой наряд, для век и глазного контура ей следует выбирать типичный керосиново-синий колор. Эти краски лучше всего гармонируют с красноватым подкожным свечением и рыжеватыми волосами и подчеркивают топазово-карие, янтарные либо ореховые глаза. Теплый, выразительный природный колорит осеннего типа вполне переносит и обильное применение косметики. Следует избегать жестких контуров контурного карандаша для век.

Холодные до ледяных, ясные и светящиеся нюансы голубого - вот подходящие цвета для зимнего типа. Они расставляют акценты, которые в самом выгодном свете преподносят природный контраст между светлой кожей и темными волосами и глазами зимнего типа. Палитра голубых теней для век зимнего типа простирается от холодного льдисто-голубого через светящийся васильковый до антрацитового ночной темноты.[9]


В рекламе:


Предприниматели должны знать мотивы, приводящие к покупке, чтобы быть уверенными, что потребители предпочтут его продукт какому-либо другому. Если он производит сахар, то он должен предлагать его покупателю в голубых упаковках. В любом случае ему не следует делать упаковку зеленой, но почему, это ему не известно. Голубой цвет психологически связан с ощущением мягкого, нежного и "сладкого".


В музыке:


Голубой, по мнению И. Ньютона, соответствует ноте "соль".

М. Цветаева высказывает свое мнение об этой и других нотах в своем стихотворении "Мать и музыка".

...ре - голубое - река?...

А. Скрябин хотел в замысле световой симфонии провести реальное "окрашивание тональностей": Е dur (мажор) - голубой.

Роскошной развернутой метафорой являются следующие синестетические строки Бальмонта:

Звук арфы - серебристо-голубой.

Всклик скрипки - блеск алмаза хрусталистый,

Виолончели - мед густой и мглистый.

Рой красных труб, исторгнутых трубой.


В живописи:

Шелинг прибегает в своей "Философии искусства" к сплошным символам голубого, когда говорит: "Тишина - своеобразное состояние красоты, как спокойствие волнующего моря".

Именно у мастеров живописи мы должны учиться восприятию цвета, постигая их секреты и тайны. Так, К. Кестлин пишет о голубом цвете: "Голубой цвет - это чрезвычайно мягкий и освещающий контраст по сравнению со всем неспокойным, резким, мрачным и наступательным; проявление миролюбиво-кроткого и отрадно-свежего; это сама нежность в наглядном противоречии со всем материально массовым и тяжелым".[10]

В современных условиях, вполне осмыслен вопрос, какое значение имел голубой цвет для Пикассо в 1903 году.
Друг Ван Гога - художник Анкетен распространил символику цвета на время суток, где голубой - ночь.

По В. В. Кандинскому, голубой - концентрическое движение, а "склонность синего цвета к глубине настолько велика, что он становится интенсивнее именно в более глубоких тонах и действует "характернее", проникновеннее".[11]
Голубой всадник

В литературе:

  • Новалис в своем романе "Генрих фон Офтердинген" выразил романтическую позицию в символе голубого цветка: "Он находился в состоянии сладкого полусна, в котором ему грезились самые невероятные события. Он видел себя на мягком ковре трав на краю источника. Синие скалы с разноцветными прожилками возвышались в отдалении. Дневной свет, который его окружал, был светлее и мягче чем обычно. Небо было темно-голубое и совершенно чистое. Что его притягивало изо всех сил, так это высокий, светло-синий цветок. который сначала рос у источника и касался его своими широкими блестящими лепестками. Он не видел больше ничего, кроме голубого цветка, и смотрел на него долго с несказанной нежностью".
http://www.lib.ru/INOOLD/TIK/heinrich_von_ofterdingen.txt


  • Фридрих Гёльдерлин, особенно в своем романе "Гиперион", придает эфиру определение голубой - он связывает небесную голубизну с понятием эфира. Неоднократное упоминание голубого тона побуждает нас обратиться за советом к современной психологии цветовых оттенков.[12] Психолог Макс Люшер называет голубой цвет цветом гармонии, тождества. Упоминание понятия гармонии заставляет нас насторожиться, если мы вспомним, что через все творчество Гёльдерлина, именно в качестве лейтмотива, проходит стремление к установлению гармонии между я и миром. Бросается в глаза, что голубой эфир Гёльдерлина называется как раз в те моменты, когда человек отождествляет себя гармоничным образом со своим окружением. В "Гиперионе" молодой герой, воспринимая интенсивно природу, становится таким образом единым с миром: 
"...Слева низвергался сквозь леса, шумно ликуя, поток исполин с нависшего надо мной мраморного утеса, где орел играл с орлятами, а в голубом эфире сияли снеговые вершины; справа клубились грозовые тучи над лесами Сипила; я не чуял грозы, что несла их, я чувствовал лишь, как ветерок шевелит мои кудри, но я слышал гром, как слышат голос будущего, и видел вспышки зарниц, как далекий свет предчувствуемого божества..."


С. Геснер. Античный пейзаж. 1787.

"...О благостная природа! Сам не знаю, что творится со мной, когда я подъемлю взор на твою красоту, но наивысшее блаженство испытываю я, когда лью пред тобою слезы, как влюбленный перед возлюбленной. Все во мне замирает и вслушивается, когда легкое дуновение ветерка нежит мою грудь. Утопая в бескрайней лазури, я то вскидываю глаза ввысь, в эфир, то гляжу вниз, в святое море, и тогда кажется, будто некий родственный дух раскрывает предо мною объятья и моя скорбь одиночества растворяется в жизни божества.
Слиться со всею вселенной — вот жизнь божества, вот рай для человека!
Слиться воедино со всем живущим, возвратиться в блаженном самозабвении во всебытие природы — вот вершина чаяний и радостей, вот священная высота, место вечного отдохновения, где полдень нежарок, и гром безгласен, и бурлящее море подобно бесшумно волнующейся ниве. Слиться воедино со всем живущим! При этих словах добродетель бросает свои бранные доспехи, а дух человеческий — свой скипетр и все мысли отступают перед образом вечно единого мира, равно как все правила творящего в муках художника — перед его Уранией; непреклонная судьба отрекается от власти, из круга живых исчезает смерть, и неразрывная связь всего сущего и вечная юность делают мир счастливей и прекрасней..."
"...И люди смеют иногда говорить: «Мы радовались!». О, поверьте, вы и не подозреваете, что такое радость! Вам не дано было увидеть даже ее тени! О, ступайте прочь, не вам судить о голубизне эфира, слепцы!..."

Для Сергея Есенина голубой - цвет сказочной далекой страны.

Голубая родина Фирдуси...

Хороша ты, Персия, я знаю,

Розы, как светильники, горят

и опять мне о далеком крае

Свежестью упругой говорят.

               * * *

Голубая да веселая страна...

Улыбнемся вместе. Ты и я.

За такие милые края.


Особый смысл для Бунина обретают голубой и синий цвета: они оттеняют хрупкость живого, передают чувство подавленности.

Бог разверзает бездны голубые,

Но лишь на краткий миг.

Голубой цвет несет что-то темное, представляет из себя волнующее ничто.

Померкло небо, солнце закатилося,

Холодный ветер дует, и слеза,

Что в голубых глазах твоих светилася.

Бледна как бирюза.

"Прощание"

Известно, что при расставании чувства обостряются. Лирическому герою настолько дорога его любимая, что каждую слезинку при прощании он воспринимает как драгоценность.

"Небесно-голубой" издавна используется в литературе, чаще всего по отношению к цвету глаз.

Счастлив я, когда ты голубые

Очи поднимаешь на меня:

Светят в них надежды молодые -

Небеса безоблачного дня.

Бунин широко пользуется цветописью в несколько импрессионистском духе, слово употребляется и для названия очень белой с голубоватым оттенком кожи.

София, проснувшись, заплетает ловко

Голубой рукою пряди черных кос.

У Бунина можно встретить лазоревый цвет.

То дождь, то град, то снег, как белый пух,

То солнце, блеск, лазурь и водопады.

У Бунина есть стихотворение, где голубой цвет символизирует мечту, сказку.

Свет серебристо-голубой,

Свет от созвездий Ориона,

Как в сказке, льется над тобой

На снег морозный с небосклона.


  • Проспер Мериме. Голубая комната

http://lib.ru/INOOLD/MERIME/blueroom.txt

"... В N. только одна гостиница, и  потому  нет  ничего  удивительного,  что
через несколько минут туда сошлись все  действующие  лица  этой  правдивой
истории. Во Франции всякий путешественник, который имеет счастье идти  под
руку с хорошо одетой дамой, может быть уверен, что во всех гостиницах  ему
отведут лучшую комнату; недаром всеми признано, что  мы  -  самый  учтивый
народ в Европе.
   Если комната, отведенная Леону, была лучшей  в  гостинице,  то  это  не
значит, что она была вполне хороша. В ней стояла широкая кровать орехового
дерева с ситцевым пологом, на  котором  лиловой  краской  была  изображена
трагическая история Пирама и Фисбы (*2). Стены были оклеены обоями с видом
Неаполя и множеством фигур;  к  сожалению,  шутники-постояльцы  от  нечего
делать пририсовали усы и трубки всем мужским и женским фигурам, а  небо  и
море были исписаны множеством глупостей в стихах и в прозе. На  этом  фоне
висело несколько гравюр: "Луи-Филипп  присягает  конституции  1830  года",
"Первая встреча Жюли и Сен-Пре" (*3), "Ожидание счастья" и  "Сожаление"  с
картин Дюбюфа (*4). Комната эта называлась голубой, так  как  два  кресла,
стоявшие  по  правую  и  по  левую  сторону  камина,  были  обиты  голубым
утрехтским бархатом; но в течение  уже  многих  лет  на  них  были  надеты
коленкоровые серые чехлы с малиновыми кантиками..."




  • Габриэль Гарсиа Маркес. Глаза голубой собаки

http://lib.ru/MARKES/sobaka.txt

              "...Глаза голубой собаки. С помощью этой  фразы она искала меня в  реальной
жизни, слова эти  были паролем, по которому мы должны были узнать друг друга
наяву. Она ходила  по улицам  и повторяла как бы невзначай:  "Глаза  голубой
собаки".  И  в  ресторанах, сделав заказ,  она  шептала  молодым официантам:
"Глаза  голубой собаки". И на запотевших стеклах, на окнах отелей и вокзалов
выводила  она  пальцем: "Глаза голубой собаки". Люди вокруг лишь  недоуменно
пожимали  плечами, а официанты кланялись с  вежливым  равнодушием.  Как-то в
аптеке ей почудился запах,  знакомый по снам,  и она сказала аптекарю: "Есть
юноша, которого я вижу во сне.  Он всегда повторяет: "Глаза голубой собаки".
Может быть вы знаете его?" Аптекарь в ответ рассмеялся неприязненно и отошел
к  другому  концу  прилавка. А она смотрела на новый кафельный пол аптеки, и
знакомый запах все мучил и мучил ее. Не выдержав, она опустилась на колени и
губной  помадой написала на белых  плитках: "Глаза голубой собаки". Аптекарь
бросился  к ней: "Сеньорита, вы испортили мне пол. Возьмите тряпку и сотрите
немедленно!"  И весь  вечер она ползала на коленях, стирая  буквы и повторяя
сквозь слезы:  "Глаза  голубой  собаки. Глаза  голубой  собаки".  А в дверях
гоготали зеваки, собравшиеся посмотреть на сумасшедшую..."


  • Андрей Платонов. Голубая глубина

http://lib.ru/PLATONOW/platonov_golubaja_glubina.txt

...Отдайся сегодня, вселенная,
     Зацветай, голубая весна,
     Твоя первая песня весенняя
     В раскаленных машинах слышна.

     Ты невеста, душа голубая,
     Зацелуем, познаем тебя.
     Ты прекрасней чудес, но слепая,
     Ты не тайна, а плач и мольба...


  • Джанни Родари. Путешествие Голубой Стрелы

http://lib.ru/RODARI/bluearow.txt

"...И  действительно,  казалось,  что  Фея  никогда  не  устает.
Несмотря на свой преклонный возраст, она прыгала по ступенькам,
словно  танцуя,  как  будто  под  каблуками у нее были спрятаны
пружинки. Одновременно она продолжала подсчитывать.
   -- Эти индейцы мне приносят  доход  по  двести  лир  каждый,
даже,  пожалуй,  по триста лир. Сейчас индейцы очень в моде. Не
кажется ли тебе, что этот электрический поезд просто  чудо?!  Я
назову  его  Голубой Стрелой и, клянусь, брошу торговлю, если с
завтрашнего дня сотни ребячьих глаз не  будут  пожирать  его  с
утра до вечера.
   И  правда, это был замечательный поезд, с двумя шлагбаумами,
с вокзалом и  Главным  Начальником  Станции,  с  Машинистом,  и
Начальником Поезда в очках. Пролежав столько месяцев на складе,
электропоезд  весь  покрылся  пылью, но Фея хорошенько протерла
его  тряпочкой,  и  голубая   краска   засверкала,   как   вода
альпийского  озера:  весь  поезд,  включая  Начальника Станции,
Начальника Поезда и Машиниста, был выкрашен голубой краской..."


  • Карел Чапек. Голубая хризантема

http://lib.ru/SOCFANT/CHAPEK/chapek05.txt



"... - Я расскажу вам, - сказал старый Фулинус, - как
появилась на свет голубая хризантема "Клара". Жил я в ту
пору в Лубенце и разбивал лихтенбергский парк в княжеском
имении. Старый князь, сударь, знал толк в садоводстве. Он
выписывал из Англии, от Вейче, целые деревья и одних луковиц
заказал в Голландии семнадцать тысяч. Но это так, между
прочим. Так вот, однажды в воскресенье иду я по улице и
встречаю юродивую Клару, этакую глухонемую дурочку, вечно
она заливается блаженным смехом. Не знаете ли вы, почему
юродивые всегда так счастливы? Я хотел обойти ее стороной,
чтобы не полезла целоваться, и вдруг увидел в лапах у нее
букет - укроп и какие-то еще полевые цветы, а среди них,
знаете что? Немало я на своем веку цветов видел, но тут
меня чуть удар не хватил: в букетике у этого чучела была
махровая голубая хризантема! Голубая, сударь! Цвета
примерно Phlox Laphami (1); лепестки с чуть сероватым
отливом и атласно-розовой каемкой; сердцевина похожа на
Campanula turbirata (2) - цветок необыкновенно красивый,
пышный. Но не в этом дело. Дело в том, сударь, что такой
цвет у индийских хризантем устойчивых сортов, тогда, да и
сейчас, совершенная невидаль. Несколько лет назад я побывал
в Лондоне у старого сэра Джемса Вейче, и он как-то
похвалился мне, что однажды у них цвела хризантема,
выписанная прямо из Китая, голубая, с лиловатым оттенком;
зимой она, к сожалению, погибла. А тут в лапах у Клары, у
этого пугала с вороньим голосом, такая голубая хризантема,
что красивее трудно себе и представить. Ладно..."


  • Генри Райдер Хаггард. Голубая портьера

http://lib.ru/HAGGARD/golport.txt

"... Мадлены в комнате не было, хотя судя по кружевному платку, упавшему  на
пол возле небольшого стула, и раскрытому роману,  оставленному  на  плетеном
столе, она только  что  вышла.  Привратник  ушел,  проговорив  торжественным
шепотом, что "госпоже" будет доложено, оставив нашего героя  наедине  с  его
переживаниями. Принадлежа к тем людям,  в  которых  любое  ожидание  вселяет
беспокойство, он принялся рассматривать картины и фарфор и даже  приблизился
к паре очень тяжелых, голубых бархатных портьер, которые явно  сообщались  с
другой комнатой,  и  заглянул  через  них  в  значительно  более  просторное
помещение, где стояла мебель в чехлах, напоминавших приведения.
     Эта печальная картина заставила его отступить, и, в  конце  концов,  он
замер на коврике перед камином и стал ждать. "Не рассердится ли она на  меня
за этот непрошенный визит? - спрашивал он себя. - Не напомнит  ли  он  ей  о
том, что ей хотелось бы забыть. Но может быть, она и так все забыла  -  ведь
сколько времени прошло. Интересно, сильно ли она изменилась? А может, он  ее
не узнает? Возможно." Тут  он  поднял  глаза  и  увидел,  как,  выступая  из
голубых бархатных складок, появилась Мадлена во всем  блеске  и  великолепии
красоты, без малейших следов  возраста,  по  крайней  мере  в  этих  тусклых
ноябрьских  сумерках.  Она  стояла  перед  ним,   чуть   приоткрыв   красиво
очерченный рот, словно собравшись  сказать  что-то,  а  во  взгляде  больших
темных глаз таилось  смутное  любопытство  и  грудь  ее  слегка  вздымалась,
словно от волнения..."


  • Аркадий Гайдар. Голубая чашка

http://lib.ru/GOLIKOW/gchashka.txt



"... А утром -  еще новое дело!  Только что мы проснулись, подходит Маруся и
спрашивает:
     - Лучше сознавайтесь,  озорной народ,  что  в  чулане мою голубую чашку
разбили!
     А  я  чашки не  разбивал.  И  Светлана говорит,  что не разбивала тоже.
Посмотрели мы с  ней друг на друга и подумали оба,  что уж это на нас Маруся
говорит совсем напрасно.
     Но Маруся нам не поверила.
     - Чашки,  -  говорит она, - не живые: ног у них нет. На пол они прыгать
не умеют.  А  кроме вас двоих,  в  чулан никто вчера не лазил.  Разбили и не
сознаетесь. Стыдно, товарищи!
     После завтрака Маруся вдруг собралась и отправилась в город,  а мы сели
и задумались.
     Вот тебе и на лодке поехали!
     И  солнце к  нам в  окна заглядывает.  И  воробьи по  песчаным дорожкам
скачут.  И  цыплята сквозь деревянный плетень со двора на улицу и с улицы на
двор шмыгают.
     А нам совсем не весело.
     - Что ж!  -  говорю я  Светлане.  -  С крыши нас с тобой вчера согнали.
Банку  из-под  керосина у  нас  недавно отняли.  За  какую-то  голубую чашку
напрасно выругали. Разве же это хорошая жизнь?.."


  • Михаил Веллер. Голубые города

http://lib.ru/WELLER/r_r1.txt


"...почему  в воображении  давно сюда прилипло  название
"голубые города". Цвет сна. Вздох небесный. Не то чудится прозрачная  дымка,
мираж,  не то двойной  контур происходящего. Городское  марево,  смазанность
алкоголя и  дрожь  в зеркале.  Был  у  Федина такой ранний  роман  (где  тот
Федин?..  кто  помнит?..), все не дошли руки прочитать. И фильм такой был, и
оттуда  вызванивал  ксилофоном шлягер, капель дальних весен: города,  где  я
бывал, по которым  тосковал,  мне знакомы от  стен и  до крыш:  снятся людям
иногда голубые города -- кому Москва, кому Париж..."


  • Семенов Юлиан Семенович Голубые города

http://www.litmir.net/br/?b=70187&p=1

"...Этот парень, с лицом мясистым и грубым, с громадными плечами и короткой шеей борца, был одержим идеей. Она жила в нем, взявшись неизвестно откуда - как у солдата из светловской "Гренады". Он, мой прораб, жил мечтой о "голубых городах".
В первую нашу встречу мы сидели в холодном бараке, в тайге, а вокруг нас были колючая проволока в три ряда, но она уже не страшна была тогда, потому что лагеря не было и все его обитатели разъехались по домам. Мы топили "буржуйку", прораб смотрел на пареньков, приехавших сюда с путевками МК, которые сейчас спали, укрывшись старыми тулупами, оставшимися здесь от стражи. Прораб тогда говорил:
- Помнишь, у Толстого? Голубые города. Бред солдата-архитектора, обжорливость нэпа, проклятое спокойствие насытившихся обывателей. Помнишь? А он мечтал о голубых городах на берегах рек, он мечтал о стеклянных улицах и алюминиевых домах. Но для этого тогда ему нужен был пожар, чтобы спалить старые домишки и охотнорядческие улицы. Это было, когда килограмм хлеба стоил миллионы, а сыпняк валил людей прямо на холодные полы российских вокзалов. А потом стали строить города с ростральными колоннами и с карнизами, на которых лепили цементное изобилие. Мне по душе Карбюзье. Он по духу космонавт, он хотел приподнять здания, он хотел нарушить закон заземления.
- Ты строитель, - говорил я ему тогда, - ты же обязан быть реалистом, а сам проповедуешь, как чревовещатель в цирке.
- Про цирк - молчи. Вы все думаете, что цирк - это тюлени и Кио. А цирк - это арена, для цирка Гомер писал.
- Гомер писал для себя.
- Для себя моя племянница пишет, она только пять букв знает. А вот ты мне можешь объяснить, зачем сюда в тайгу завозить сборно-щелевые дома, когда лес на просеках без толку лежит? Почему не строить здесь коттеджи двухэтажные, красивые, вписанные в красоту тайги? Почему надо возить сюда уроды-шкафы из Москвы, а не сделать в коттеджах стеллажи из кедра или пихты? Ты мне можешь это объяснить?
- Не могу.
- Можешь. Просто тебе лень. Все наши неурядицы от лени. Я хочу, чтобы здесь, рядом с рельсами, выросли голубые города, понимаешь ты? Мне не нужны алюминий и стекло. Мне нужен лес, а он тут есть. Даровой. Я хочу сделать здесь поселки из розового кедрача, я хочу обставить дома мебелью, сделанной здесь же, за верстаками. Я хочу, чтобы было все красиво, понимаешь?..."


В кино:

Der blaue Engel (1930)


The Blue Lagoon (1980)

Blue Hawaii (1961)

The Blue Butterfly (2004)

Голубой щенок (1976)

50 Ways of Saying Fabulous (2005)



В дизайне интерьера:


Оптимальное цветовое настроение для любого помещения

Цвета
Психически
Оптически
Органически
Оптимально
Самое общее
Голубовато-зеленые
Укрепляющие успокаивающие, холодные. Сообщает чувство безопасности
Сужают помещение
Для представительных помещений.
Для комнат, где должно быть сильное цветовое воздействие.
Голубые
Холодные, свежие, элегантные, дистанцирующие. Сообщает чувство покоя
Расширяют объем
Интенсивные голубые тона положительно влияют на область головы в целом. понижает температуру. успокаивает нервную систему. Снижается тонус мышц и кровяное давление. Благотворно влияет на сон
Для кухни, ванной, рабочей комнаты.
Для помещений, которые должны казаться чистыми и гигиеничными или в которых требуется сосредоточенность.

Морис Дерибере рекомендует для школ небесно-голубой цвет, причем, окраска классных комнат должна учитывать возраст детей. Выяснилось, например, что у малышей голубые покрытия ухудшают настроение.

Симпатии детей к различным цветам в разном возрасте подсказывают применение цветовых гамм в помещениях для разных возрастных групп. Вполне логично введение в интерьер для среднего и старшего холодных и сложных оттенков голубого.

Цветовой дизайн помещений, где готовят и хранят пищу, может состоять из холодных, сдержанных, ясных, лучистых, матовых, нежных и неброских тонов с голубоватой основой.

В целом, для офисных помещений подходят теплые и холодные цвета преимущественно светлых нюансов, голубые тона. Для представительских помещений подходят темные нюансы, голубовато-зеленые тона.

По фен-шуй, пользоваться голубым цветом можно для:

*                   обозначения тайны (глубокое синее море);

*                   помощи в медитации (созерцание голубого неба);

*                   выражения своей уникальности;

*                   ощущения прохлады (голубые воды в жаркий день);

*                   выражения серьезности своих намерений.[13]

Избегать чистого голубого цвета нужно тогда, когда помещение предназначено для веселья, в холодных местах, в местах приема пищи, на проходах для общего пользования (коридоры, эскалаторы).[14]





[1] Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов. - Екатеринбург, "Урал-Советы" ("Весть"), 1994. -С. 118.
[2] Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: ок. 11 000 синоним. рядов. - 7-е изд., стер. -М.: Русский язык, 1993. -С. 79.
[3] Семира и В. Веташ Каббала русского алфавита. Взято из Интернета. 1998.
[4] Набоков В. Собрание сочинений в четырех томах. – М.: Правда, 1990. Том 4. -С. 146-147.
[5] Журавлев А. П. Звук и смысл. -М.: Просвещение, 1991. -С. 101-125.
[6] Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998. -С 546-547.
[7] Шушнова Л. А. Лечебная радуга камня (каменная цветотерапия). 1998. // http://www.rubtsovsk.ru/history/regsci01/008.htm
[8] Бушер Х. Какой цвет вам к лицу. –М.: Кристина и К, 1997. –С. 46.
[9] Ватерман Г., Цингель Ф. Ваш  неповторимый стиль. -М.: Кристина и К, 1997. –С. 51-64.
[10] Кестли К. Эстетика. -Тюбинген, 1869.
[11] Кандинский В. В. О духовном в искусстве. -М., 1992. –С. 74-78.
[12] Штеффлер Ф. Эфир Гельдерлина и душевная гармония. // Artliche Praxis, 1976, № 6.
[13]  Вебстер Р. Фэн-шуй для рабочего места. -СПб: Тимошка, 1999. –С..58-59.
[14] Вайдра Н. Фэн-шуй: 150 советов, как создать гармонию и уют в вашем доме и офисе / Пер. с англ. К. Савельева. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. –С. 86-100.
Семира и В.Веташ Астрология и мифология — СПб: Атон, 1998.—C. 1072 // http://lib100.com/book/astrology/astrology_mythology/_%D1%E5%EC%E8%F0%E0,%20%C2%E5%F2%E0%F8%20%C2.,%20%C0%F1%F2%F0%EE%EB%EE%E3%E8%FF%20%E8%20%EC%E8%F4%EE%EB%EE%E3%E8%FF.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий