Основные характеристики:
хроматический, четвертый цвет спектра, холодный, составной или производный.
В лингвистике:
Прилагательное "зеленый" известно с древнейших времен. широко употребительно
как для названия цвета растительности, так и для названия цвета тканей, одежды,
камней, продуктов питания и т. д.
Все яблони в цвету - и вот, в зеленых травах,
Они, как языки, краснеют и дрожат.
* * *
Бледно-зеленые грустные звезды...
И. А. Бунин
В толковом словаре Ожегова С. И. приводится такое толкование слова "зеленый":
"ЗЕЛЕНЫЙ, -ая, -ое; зелен, зелена, зелено. 1. Цвета травы, листвы.
Зеленая трава. З. цвет З. чай (сорт чая). Зеленая краска. 2. О цвете
лица: бледный, землистого оттенка (разг.). 3. полн. ф. относящийся к
растительсности; состоящий, сделанный из зелени (во 2 и 3 знач.). Зеленые
насаждения. З. корм. 4. О плодах: недозрелый. Зеленые яблоки. 5. перен.
Неопытные по молодости (разг.) Зеленая молодежь. Молодо-зелено (о
незрелой молодежи). à До зеленого змия (напиться;
разг.). - до галлюцинаций, до белой горячки. Зеленая тоска (разг.) -
чрезвычайная тоска (во 2 знач.). Зеленая улица - употр. при указании на
то, что путь для транспорта свободен, семафоры или светофоры открыты; также
перен.: о беспрепятственном происхождении чего-н. Новому - зеленую улицу!".[1]
Что касается синонимов цветообозначения "зеленый" то, по
мнению автора "Словаря синонимов русского языка", синонимом является
изумрудный.[2]
После 1812 года появляются попытки синестезийного опыта с алфавитом
разговорного языка, и далее появляются синестезийные аналогии со сложными чувствами
и переживаниями (например, радость - яблочно-зеленой).
В сонете "Гласные" у Артура Рембо у - зеленый.
У - трепетная рябь зеленых волн широких
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.
Владимир Набоков в своем романе "Другие берега" составил свою
цветную латинскую и русскую азбуку, где "зеленую группу с гуашевым П,
пыльно-ольховым Ф и пастельным Т (все это суше, чем их латинские
однозвучия)".[3]
Как выяснил А. П. Журавлев, русские звукобуквы могут обозначать различные
цвета[4].
Вот звукоцветовые соответствия гласных: е - зеленый, ё - желто-зеленый,
э - зеленоватый.
Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей в березах у межи,
Беспечно иволги болтают.
В этом отрывке из стихотворения И. А. Бунина доминирует синий И и зеленый
Е. Это мы узнали, подсчитав количество гласных, удваивая ударные при счете.
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Стихотворение С. Есенина переливается разными оттенками зеленого
цвета - от светло-зеленой листвы березы до темного ночного блеска зеленых
отсветов под луной.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя...
В приведенных строчках доминирует зеленый звук Е.
В мифологии:
Древние народы объединяли цвета с природными силами. Для них зеленый
- весеннюю листву.
В Китае зеленый цвет обозначает Восток, весну, лес и милосердие.
Китайцы разработали энергетическую теорию человека, основываясь на наблюдениях
за природой. Они установили следующие соответствия: желчный пузырь
- гнев - зеленый.
Японцы наделяют цвета значениями особенно утонченными, превосходящими то,
что человек в состоянии описать. Синтоиские школы открывают своим посвященным
следующие соответствие: голубой и зеленый -
жизнь, творение.
Символизм - важная характеристика западноевропейской культуры. Каждый
цвет в одежде имел свое назначение, например, зеленый трактовался как
цвет новой любви. В Испании в конце XV века зеленый символизировал
надежду.
Символическое значение цветов, виденных во сне у русских крестьян зеленый
цвет означал надежду.[5]
В сборнике пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем по всей России в
середине XIX века, можно найти пословицы и поговорки о цвете, которые говорят о
восприятии цвета русским народом той эпохи. Приведем некоторые из них: на вкус,
зелен, как трава; зеленей горькой полыни.[6]
В космологии:
Цветам также даны числовые характеристики. Следующий список включает
девять основных чисел, используемых в нумерологии, а именно: 6 - зеленый.
Зеленый цвет соответствует планете Марс, бирюзовый (переход от зеленого к
синему) - Сатурну.
Образ желто-зеленый (салатный) цвета хорошо описывает природный характер
Тельца и его покровительницы - Венеры, а также свойства II-го дома.
Воздействие бледно-изумрудный (бирюзово-зеленый) цвета наиболее резонируют
с чертами характера Рака, планеты вечной женственности - Луны и внутренней
нежностью IV-го дома.
Соответствие знаков Зодиака и цветов группы "зеленые":
*
Телец
- зеленый,
*
Близнецы
- зеленый,
*
Рак
- цвет зеленого горошка,
*
Дева
- зеленый,
*
Весы
- зеленый, цвет морской волны,
*
Стрелец
- зеленый,
*
Козерог
- темно-зеленый,
*
Водолей
- сине-зеленый,
*
Рыбы
- цвет морской волны.
*
Зеленый цвет
неудачный для Близнецов.
В религии:
Зеленый - один из основных цветов западногерманской церкви. Зеленый цвет
символизировал надежду на бессмертие души. В Египте зеленый цвет
приписывался Птаху, символу созидания и равновесия в природе, и воде,
являвшейся в египетской космогонии основой сотворения мира.
Зеленый - символ Бога-змеи ацтеков - создателя искусств.
В христианстве зеленый означает милосердие и духовное очищение
через милосердные поступки. Зеленый - триумф жизни, надежда на
воскрешение, духовное посвящение в тайну, знак воды и крещения. Зеленый
- возрождение, божественная сущность хлеба, идея смерти и жизни. Зеленый
цвет - символ земной жизни, через которую прошли Христос и святые.
В изобразительном искусстве иконография закрепляет за отдельными персонажами
Нового Завета определенные тона одежд. Иоанн-Предтеча предстает перед нами в светло-зеленых.
Зеленый - триумф жизни, надежда на воскрешение, духовное посвящение в тайну,
знак воды и крещения. Эти представления о цвете были перенесены на блик
отдельных библейских героев
Зеленый символизирует вечную жизнь, вечное цветение, это также цвет Святого
Духа, цвет надежды.
В геральдике:
Зеленый в геральдике говорит о надежде, радости, изобилии, благородстве, чести и
силе рыцаря.
Страны ислама отмечены предпочтением зеленого, потому что это священный цвет в исламе.
В физике:
Зеленый - средневолновый. Зеленый 520...550 нм; средний зеленый
530 нм; желто-зеленый 550-570 нм. Зеленый - это простой цвет,
смешивая желтый и голубой в равных количествах получим зеленый.
Темно-зеленый находится со средней степенью яркости в середине. Он является
определенным и поэтому самоопределяемым, т. е. автономным.
В психологии:
Зеленый способен различить ребенок с четырехмесячного возраста.
Зеленый обеспечивает упорство продолжать работу во что бы то ни стало, не взирая
на трудности, определяет гибкость воли и способность преодолевать сопротивление
с тем, чтобы довести работу до конца и тем самым повысить самоуважение.
Зеленый вызывает в каждом ощущение твердости или прочности. Он соответствует
чувству внутренней стабильности, настойчивости, последовательности,
самоутверждения, самоуверенности.
Цветовые
типы поведения
Люшеровский
зеленый (темный сине-зеленый цвет)
|
|||||
Элемент
|
Нормальное самовосприятие
|
Темперамент
|
Самоощущение
|
Поведение по отношению к окружающему миру
|
Вид поведения
|
Земля
|
Самоуважение умение постоять за свои убеждения, доверие к
самому себе, серьезность (идентичность) "благородный человек"
Социальная норма - справедливость
|
Меланхолик
|
Серьезное строгое, важное
|
Роль-защита - страх перед стесненностью,
зависимостью и принуждением.
Роль-идол - стремление к значимости, тщеславие
|
Настойчивое
|
Зеленый цвет в тесте М. Люшера содержит некоторое количество синего оттенка и
выражает физиологическое состояние "эластичного напряжения", а психологически
- волю к действию, упорство, настойчивость. Поэтому зеленый цвет - это воплощение
твердости, постоянства и сопротивление переменам. Это свидетельство постоянной
точки зрения и постоянного внимания к свей персоне. "Я" обретает высокую
ценность во всех проявлениях самоутверждения и обладания собственностью.
Последнее рассматривается прежде всего как способ обеспечить свою безопасность
и самоуважение. Человек, который поставил зеленый цвет на первое место,
желает усилить свою уверенность в собственной ценности, либо самоутверждаясь,
либо сохраняя приверженность своему идеализированному портрету, либо получая признание
от других людей, восхищенных его достижениями. при этом искомое превосходство
над другими людьми может быть физическое, образовательное, культурное или же
выражаться в материальном богатстве. Тот, у кого на первом месте зеленый
(зелено-голубой) цвет стремится к самоутверждению, нуждается в силе и волевом
напряжении для самостоятельного преодоления трудностей. Стремится справиться с
требованиями, преодолеть сопротивление и завоевать признание.
Зеленый цвет символически соответствует величественной секвойе с глубокими
корнями, гордой и неизменной, возвышающейся над малыми деревьями, суровому и
авторитарному характеру, напряженной тетиве лука. Этот цвет имеет терпкий,
вяжущий вкус, в эмоциональном отношении он олицетворяет гордость, а его органом
являются непроизвольно сокращающиеся мышцы. так, возникновение язв в кишечном
тракте и нарушения в работе пищеварения часто связаны с беспокойством из-за
утраты своего положения или по поводу личного краха.
Зеленый цвет символизирует напряжение - это дамба, сдерживающая соблазны внешних
раздражителей, которым противостоит человек. Это усиливает чувство гордости,
сознания превосходства над другими людьми, своей силы, способности
контролировать события, управлять ими или направлять их. Создание такой дамбы и
подавление внешних раздражителей выражается в том, что человек стремится
установить "контроль" над своей жизнью во многих формах и на
различных уровнях. Это ведет к дотошной аккуратности в отношении к фактам и
выражается в хорошей памяти, ясности самовыражения, способности к критическому
анализу и логической последовательности. Порой это может привести и к
оторванному от жизни абстрактному формализму в мышлении.
"Зеленое" поведение - это стремление к улучшению условий жизни,
забота о здоровье, желание прожить долгую и полезную жизнь или выстроить
таковую для себя и для других. Тот, кто ставит зеленый цвет на первое
место, желает произвести сильное впечатление.
Отвергнутый зеленый цвет означает "беспокойство, вызванное
желанием освободиться от напряжений, порожденных непризнанием".[7]
По мнению Люшера, зеленый (голубоватый цвет ели) статичен,
обладает накопленной потенциальной энергией. Зеленый олицетворяет:
сосредоточенное внимание к своим делам, пассивность, умение защищаться,
цепкость, независимость, оригинальность суждений. Его психологические
проявления: упорство, самоуверенность, упрямство, самоуважение. Желто-зеленый,
как цвет молодой листвы и почек, означает ожидаемое самораскрытие,
соответствует надежде. Означает распускаться, раскрываться, устанавливать
контакт, желать встречи с другими и с новыми, воздействует навязчиво.
Оливковый означает чувственную пассивность.
Зеленый соответствует настоящему, стабильному чувству самооценки, самоуважению
человека, который противится всем внутренним и внешним изменениям и
придерживается своих убеждений. Зеленый выражает напряжение, инерцию,
укрепление и пространственную ограниченность. Чисто зеленый абсолютно консервативен.
Это концентрическое напряжение.
Великий цвет природы, естества, самой жизни, весны - зеленый
поглощает жизненные силы природы. Люди, предпочитающие этот цвет, легко
адаптируются к обстоятельствам, сострадательны и сентиментальны. Эти факторы, -
возможно, самая большая их слабость. Они любят дружеское общение и поэтому
склонны воспринимать жизнь слишком легко. Если они не преуспевают, как им
следовало бы, они обычно винят всех и все за исключением себя самих. Как
диаметральная противоположность красного - зеленый медлителен в гневе и
сдержан в действии. Люди с этой вибрацией также неизменны и постоянны, как сама
природа. Должны быть способны к действиям.
Их сила растет медленно, но значительно, и нельзя сдержать их
дружественный, но решительный дух. Они конформисты, но - по своему. Стоит им
почувствовать, что они правы, ничто не может заставить их изменить свои взгляды.
Эта спокойная цветовая вибрация. У зеленого цвета большое значение
имеют оттенки, возможно, больше, чем у любого другого цвета. Можно упомянуть и
различные другие оттенки, но будет достаточно одного общего правила.
Приближаясь к желтому, зеленый становится неустойчивым, к синему - он
превращается в слишком роскошный. Это осторожные наблюдатели. Они недоверчивы,
но благожелательны и услужливы. Любят тихую размеренную жизнь.
Зеленый - цвет потребности в развитии, уважения, оценки достоинств, образованности
и знания.
Цвет
|
Воздействие
цветов блок "зеленого"
|
Желто-зеленый (салатный)
|
Раскрепощает и обновляет чувства, обвораживает мягкостью и
спокойствием, создает впечатление природной естественности, эмоциональное
удовлетворение и умиротворение, спокойную радость и задушевность, бережность,
обаяние. Знак слабости. Цвет циников и мизантропов. Нравится властным людям. Зеленый
- это женский цвет пассивности и покоя, защищающий и осторожный,
расслабленный и малоподвижный, цвет природной мудрости, вечной жизни и
надежды, отражающий себя в инертной и гармоничной форме широкого овала.
|
Изумрудный, ярко - зеленый
|
Поднимает приспособляемость до статуса приключения, и люди
с этой мощной вибрацией обладают всей силой, которую находят в красном и
других цветах. Цвет выздоровления. Он означает помощь, спокойную силу и
дружбу. Этот цвет популярен среди профессиональных врачей. Они находят
ситуации и используют их решительно, неукротимо, оставляя все же склонность к
сентиментальности и состраданию.
|
Бледно-изумрудный (бирюзово-зеленый)
|
На востоке его называют "лунным" - цвет
восприимчивости и интуиции, отстраненности и изолированности, внутренней
эмоциональности, влажности и переменчивости, идеальной женственности. Этот
оттенок зеленого, по сравнению с зеленым цветом тельца, более утонченный и
холодный, податливый, но скрытный и эмоционально-неустойчивый, грустный,
внутренне подвижный, внешне инертный, странный и мечтательный. Он передает
чувство уязвимости и опасения, при сумеречном освещении светлеет и начинает
светиться, а при дневном - тускнеет и темнеет. Имеет женственную форму
удлиненного овала.
|
Оливковый
|
Слабый, тусклый оттенок, избегающий спорных вопросов,
ищущий оправданий. Это может быть " негативной вибрацией, слишком
близкой к природе. Этот уклончивый цвет не способен выразить себя или помочь
человеку, который принимает его.
|
Светло - зеленый
|
На несколько оттенков выше, имеет более счастливую
способность. Его многообещающая и приятная вибрация стремится к состраданию,
что характеризует его как основной цвет. Все же он слишком светлый, а
следовательно, слишком сентиментальный.
|
Цвет морской волны
|
На много темнее других оттенков зеленого, включая
изумрудный, но наряду с силой он несет зависть. Вместо осторожности, которая
является одной из черт зеленых цветов, находящихся на желтоватой стороне,
этот глубокий зеленый указывает на хитрость и расстраивает свою собственную
целеустремленность.
|
В медицине:
Зеленый (зелено-голубой) цвет при воздействии на нервную систему промежуточные
свойства между теплыми и холодными цветами. Нормализует артериальное давление.
Увеличивает остроту зрения. Приводит к нормализации дыхания и пульса,
увеличивает длительность выдыхания, уменьшает мускульные реакции. Создает
несильный, но прочный подъем умственной работоспособности. Благоприятствует
концентрации внимания.
Зеленый цвет оказывает успокаивающее действие. Обеспечивают эмоциональную
гармонию, способствуют залечиванию сердечных ран. Уменьшает влияние укачивания,
предотвращает рвоту. Оказывает слабое гипнотезирующее болеутоляющее действие.
Показан лицам, страдающим невралгиями и мигренями, вызванными повышенным
кровяным давлением. поднимает жизненный тонус и создает ощущение отдыха при
нервной раздражительности или бессоннице. Может быть рекомендован людям,
стремящимся приобрести настойчивость, выдержку и уверенность в себе. Обладает
эффектом восстановления равновесия на физическом и мозговом уровнях. Управляет
всеми ритмическими процессами: дыханием и сердцебиением. Стимулирует работу
мышц и воздействует на мышечную клетку. Зеленый (зелено-голубой) цвет
при воздействии на нервную систему промежуточные свойства между теплыми и
холодными цветами. Нормализует артериальное давление. Увеличивает остроту
зрения. Приводит к нормализации дыхания и пульса, увеличивает длительность
выдыхания, уменьшает мускульные реакции. Создает несильный, но прочный подъем
умственной работоспособности. Благоприятствует концентрации внимания.
3еленый цвет ласкает в полдень тенью,
Дарует он покой душе и зрению...
Амир Хосров
Дехлеви
Зеленый цвет - цвет бессмертия, цвет мироздания - самый высший по вибрациям
цвет. Зеленый - цвет возрождения. Как трогательно и символично, когда, казалось
бы, на мертвом пепелище вдруг прорезаются зеленые всходы жизни, трепетные и
хрупкие, возникающие наперекор всему - так велика их сила. Это зрелище всегда
вызывает умиление и надежду. И, наверное, не случайно столь высоко ценятся
зеленые драгоценные камни. Сегодня, в дни отчаяния, злости и безверия, во
времена все возрастающей жестокости, необходимо вводить в нашу жизнь цвет зелени,
цвет успокоения и гармонии - зеленые камни с их бездонной глубиной, скрытой
могучей силой, энергетикой должны нести мир и стабилизацию. Очень ценятся такие
зеленые камни, как хризопраз, берилл, аквамарин, малахит, и светоносный
"король зеленых" - изумруд.
Зеленоволнистая ревневская яшма (открытая на Алтае в 1789 году) предохраняет человека от болезней, способствует
выравниванию отношений между людьми, их примирению.
Все минералы зеленого цвета нормализуют деятельность сердечно-сосудистой
системы, снимают сильное сердцебиение, лечат аритмию, стабилизируют
артериальное давление, функции нервной системы. Очень эффективно действие
зеленого цвета при головных болях, утомлении глаз, нарушении зрения. Кроме
того, зеленым можно лечить острые простудные заболевания.
Свойства нефрита, священного камня Китая, уникальны и побуждают человека
к переменам и изменениям как внутренним, так и в поведенческом плане, и даже
внешним изменениям. Кстати, двенадцать веков назад ацтеки не только делали удивительные вещи из
нефрита, но и пломбировали им зубы.[8]
Зеленый, как и оранжевый, залог счастья и здоровья. Они поднимают настроение и
прибавляют жизненный тонус.
Зеленый цвет был использовали при лечении нервных болезней и психопатических
расстройств.
В современной косметологии разработана австрийской компанией SOFRI система цветовой космоцветики, куда
входят серии семи цветов, которые могут комбинироваться индивидуально для
каждого клиентов зависимости от состояния кожи и сопутствующих проблем. Зеленый
- улучшает цвет кожи, устраняет действие свободных радикалов, нормализует
обменные процессы.
В социологии:
Мужчины предпочитают зеленый. Диалектическое единство противоположных
начал, по мнению Гете - мужской - активный красный, женский - пассивный зеленый.
По Гете, в старости предпочитают
лиловый и темно-зеленый.
Зеленый - любят в Мексике, Австралии, Ирландии и Египте. В Китае - цвет
юношества и символ роскошной жизни. В Индии символизирует мир и надежду. Для
мусульман - хранитель от дурного глаза.
Среди жителей больших городов существует развитое самоутверждение и соперничество - предпочтение зеленому цвету и отклонение коричневого (желание
выделиться на фоне коллектива).
Во внешнем облике:
Все зеленые тона, которые может носить весенний тип людей, содержит в себе изрядную примесь желтого, что позволяет
этим тонам гармонировать с нежным цветом кожи и золотистыми волосами. Эти тона
легкие и веселые, потому что имеют большее или меньшее содержание белого цвета
в составе краски. Все зеленые нюансы с отчетливым присутствием желтого
или коричневого подтона очень хорошо подходят к золотистому колориту весеннего
типа. прежде всего в тех случаях, когда радужная оболочка глаз имеет
нежно-зеленый или коричнево-зеленый цвет.
Чтобы зеленые тона косметики не казались кричащими, а лишь
оттеняли нежную прозрачность кожи и волос женщины, они должны наноситься очень
тонким слоем. Комбинация с золотисто-бежевым или с серо-бежевым также поможет
избежать назойливости зеленых теней. Исключение: если в наряде
доминирует яркая майская зелень, можно позволить себе яркие мазки зеленых
теней вокруг глаз, чтобы лучистый цвет платья был уравновешен макияжем. Для
макияже в цвете майской зелени хорошо применить нежные контуры
контурного карандаша золотисто- или желто-коричневого цвета. Подходящие цвета
туши для ресниц - коричневый или коричнево-зеленый.
Все зеленые нюансы летней палитры содержат отчетливо видимую
примесь голубого. Это позволяет им превосходно гармонировать с холодными
природными красками летнего типа, с его голубоватой, светлой кожей и пепельными
волосами. Присутствует легкая примесь серого, который как бы покрывает дымкой
основной зеленый цвет.
Косметика для глаз в сдержанных зеленых нюансах - таких, как
серо-зеленый, мятно-зеленый или мягкий зелено-голубой, - великолепно довершат
наряд летнего типа женщин в зеленых тонах. Зеленые тени и контурный
карандаш эффектно подчеркнут распространенный у летнего типа серо-зеленый или
карий цвет глаз. Для наряда в летних красных тонах тоже очень подойдет макияж в
дополняющих зеленых тонах - этот эффект становится еще ощутимее в
сочетании с тенями холодного розового оттенка. Контурный карандаш должен быть
подобран тон в тон к теням и нанесен очень экономно и размыто. Идеальные цвета
туши для ресниц - серый или темный серо-зеленый.
Зеленые нюансы, которые больше всего идут осеннему типу, содержат компонент
желтого - от легкой примеси до оливкового акцента. Они превосходно гармонируют
с теплым красновато-желтым подтоном кожи и волос. Осенние зеленые нюансы
имеют глубокую, теплую, световую силу, сходную с яркостью пожелтевших осенних
листьев. Осеннему типу также к лицу цвет хвои и вечнозеленых растений.
Зеленый макияж глаз выгодным образом подчеркивает распространенный у осеннего
типа цвет глаз - зеленый и янтарный. К тому же оливковый цвет является
прекрасным дополнением к рыжевато-золотистому колориту волос и кожи. Пользуясь
зелеными тенями и контурным карандашом, осенний тип женщин может без опасений
наносить эти цвета щедрыми мазками, это не будет выглядеть перебором. Оливковые
тени привлекательны также и в сочетании с золотыми и коричневыми тонами,
особенно когда эти цвета повторены в одежде. Однако осеннему типу с бирюзовыми
глазами предпочтительнее прибегнуть к керосиново-синему в одежде и в косметике.
Многие притупленные нюансы между зеленым и коричневым, называемые
общим словом "хаки", очень подходят для осеннего типа в качестве
основного цвета гардероба. Но хаки скорее сдержанный тон и тем самым может
служить лишь в качестве фона, подчеркивая краски лица и комбинации других
цветов. Краски, которые оптимально сочетаются с хаки: помидорно-красный и
латунный; омарово-красный и цвет белой шерсти; ежевично-красный, сливово-синий
и вкрапления желто-золотого; желто-золотой и керосиновый; ржавый,
тростниково-зеленый и персиковый; персиковый, сине-фиолетовый и красный;
красный, коричневый и немного цвета белой шерсти.[9]
Зеленые нюансы, типичные для зимней палитры, содержат в себе примесь голубого.
Зимний тип может носить зеленое, начиная от льдисто-холодного пастельно-зеленого
через светящийся сине-зеленый до глубокого черно-зеленого. Сильный контраст
между светлой кожей и темными волосами дает зимнему типу возможность хорошо
выглядеть даже в желто-зеленых нюансах.
Зимний тип с зелеными или карими глазами имеет возможность выгодно
подчеркнуть природный цвет радужки макияжем в холодных зеленых тонах. Особенно
эффектны светлые, льдистые нюансы в комбинации с темными, почти черно-зелеными.
К голубым глазам зеленый макияж хорошо подходит в том случае, если этот
цвет доминирует в одежде. Тогда лучистая голубизна глаз приобретает очень
изысканный зеленоватый оттенок. Зимний тип может внести в свой облик
дополнительный эффект при помощи контурного карандаша, который сообщит его
собственному контрастному колориту четкость очертаний. Белая линия по внутреннему
краю века придаст белкам глаз добавочную белизну и блеск. Для ресниц самое
оптимальное - черная или черно-зеленую тушь.[10]
В музыке:
Зеленый, по мнению И. Ньютона, соответствует ноте "фа".
А. Скрябин хотел в замысле световой симфонии провести реальное "окрашивание
тональностей": А dur (мажор) - зеленый.
В живописи:
Друг Ван Гога - художник Анкетен распространил символику цвета на время
суток, где зеленый - утро.
Художник В. В. Кандинский считает, что "синий, как
противоположное движение, тормозит желтый, при этом, в конце концов, при
дальнейшем добавлении синего, оба противоположных движения взаимно уничтожаются
и возникают полная неподвижность и покой. Это зеленый цвет. В зеленом
цвете желтый и синий скрыты как парализованные силы, которые могут вновь
активизироваться. В зеленом заложена жизненная возможность, которая совершенно
отсутствует в сером... Абсолютный зеленый - самый спокойный цвет из
существующих. он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали,
страсти. он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный, довольный
собой, ограниченный в пространстве элемент. Зеленый цвет похож на
толстую, очень здоровую, неподвижно лежащую корову, способную только
пережевывать пищу и глазеющую на мир глупыми, тупыми глазами... Пассивность -
это самое характерное свойство абсолютно зеленого цвета". Зеленый
цвет он сравнивает с "буржуазией", которая не пытается перерасти саму
себя, а только стремится к самоутверждению. [11]
В литературе:
В своей короткой автобиографии, опубликованной в Германии в 1913 году,
художник В. В. Кандинский вспоминает, что в юности он писал стихи, которые
впоследствии уничтожил. Но он продолжал изредка писать, и когда не удавалось
выразить что-либо в живописи, то подходящим инструментом становилось слово, а в
пьесах - краски и формы в движении и в меняющемся освещении.
Вечер
Лампа с зеленым абажуром мне говорит: "Жди! Жди! Я думаю: чего мне
ждать? А она мне зеленое показывает и говорит: Надейся!
Самостоятельная игра почти абстрактных элементов форм, красок, звуков,
движения и света встречается в его композиции "Зеленый звук", а также
в более поздних пьесах.
Среди поэтов первой и второй волн русской эмиграции можно выделить Георгия
Евангулова и Георгия Раевского, которые
выделяют в своих стихотворения зеленый цвет.
Выбрать свой цвет - это - самое трудное,
Помню давно, еще в юные дни,
Глаз мой прельщало все изумрудное:
Травы, озера в зеленой тени,
Ночью на небе звезды спящие,
Зеленеющие до зари,
Огоньки на вокзалах, в даль уходящие
Мерцающие фонари...
Летняя легкость зеленых кузнечиков,
Мох потемневший зеленых стволов,
Зеленая ржа старинных подсвечников,
Зеленые сукна игральных столов,
Крыло попугая в перьях рассыпчатых,
И змеиных глаз зеленеющий жар,
И этот сверкавший в лучах переливчатых,
В саду зеленый стеклянный шар...
На мир я смотрел глазами влюбленного,
Но выбрал, все взвесив - и против, и - за,
Из всего, что было на свете зеленого,
Зеленее зеленого - ваши глаза!
Г. Евангулов
"Выбрать свой цвет..."
Париж, 1952.
Зеленая волна, зеленая трава,
И волосы твои оттенка изумруда,
И льющихся небес густая синева, -
Какое празднество для глаз, какое чудо!
Г. Раевский
В поэзии И. А. Бунина много можно встретить зеленого цвета.
Бледно-зеленые грустные звезды...
Бледно-зеленый цвет звезд говорит о том, что он скоро погаснут, исчезнут.
- На Яйле зазеленели буки,
Покраснела стройная сосна:
Отчего на севере в разлуке
Чувствует душа, что там весна?
Зеленый цвет здесь символ весны, возрождения. Лирический герой чувствует это
будучи "на севере в разлуке".
С холма на холм лилось оранжевое злато,
И глубь небес была прозрачно-зелена.
Прозрачно-зеленый цвет небес символ надежды на воскресенье, на духовное
посвящение в тайну.
А пришли к Патрасу - рассветает,
Море заштилело, зеленеет,
На востоке, светлом, апельсинном,
Розовеют снеговые горы.
После шторма зеленый цвет моря дает надежду на спокойную жизнь.
Темной ночью, горною тропинкой,
Я иду в оливковом лесу.
Вижу в небе белый, ясный месяц,
В сердце радость мирную несу.
Оливковый цвет леса говорит о радостном, безмятежном настроении лирического героя.
Зелено-серебристый,
Неуловимый свет восходит над землей,
И белый пар лугов, холодный и душистый,
Как фимиам, плывет перед зарей.
Зелено-серебристый свет - здесь тоже символ надежды на воскресение, на духовное
посвящение в тайну.
- Эрнест Хемингуэй "Зеленые холмы Африки"
"...Красивая зеленая равнина у подножия лесистой горы была усеяна холмами и изрезана руслами нескольких рек, бравших свое начало в лесной чаще на горе. Местами лес спускался к самому подножию, — и где-нибудь там. на опушке, следовало ожидать появления носорога. В стороне от лесистой горы взору открывались речные русла, и цепь отлогих холмов переходила в равнину, поросшую бурой, выжженной солнцем травой, а еще дальше темнела долина Рифт-Велли и поблескивало озеро Маньяра. Мы лежали на холме и зорко следили, не покажется ли носорог. М'Кола расположился пониже, а Друпи на противоположном скате присел на корточки и вглядывался в даль. С востока тянул прохладный ветерок, и по высокой траве пробегали зеленые волны. По небу плыли белые облака, а высокие деревья на склоне горы росли так тесно и листва у них была такая густая, что казалось, можно шагать прямо по кронам. За горой было ущелье, а дальше — снова гора, вся синяя от одевавшего ее леса...
...Потом нам пришлось взять вправо, и ровная зеленая долина сменилась холмистой местностью. Когда мы на первой скорости ползли вверх, вся ватага снова настигла нас. Бегуны смеялись, делая вид, будто они ничуть не запыхались. Из-за куста выскочил маленький кролик и заметался в ужасе; масаи, бежавшие за нами во всю прыть, поймали кролика, и самый рослый из них, нагнав машину, протянул его мне. Я взял зверька и, почувствовав, как колотится сердце в мягком, теплом, пушистом тельце, погладил его, а масай дружески похлопал меня по плечу. Взяв кролика за уши, я протянул его обратно масаю. Где там! Масай не брал его — это был подарок. Я передал кролика М'Кола, но тот счел все шуткой и вернул его одному из масаев. Мы продолжали путь, а масаи снова побежали следом. Взявший кролика нагнулся, посадил его на траву, и когда он пустился наутек, все засмеялись. М'Кола только головой качал. Всем нам очень понравились эти люди.
— Хорош масай, — растроганно промолвил М'Кола. — Масай-много скота. Масай не убивает, чтобы есть. Масай убивает только врага. Вандеробо ударил себя в грудь.— Вандеробо-масай! — гордо объявил он, утверждая таким образом свое родство с масаями. Мочки ушей у него были закручены точно так же, как у них. Глядя, как бегут эти красавцы, развеселились и мы. Никогда еще я не встречал такого бескорыстного дружелюбия, таких милых людей.
— Хорош масай, — повторил М'Кола, выразительно кивая головой. — Хорош, хорош масай.
Только Гаррик, видимо, не разделял наших чувств. И я заподозрил, что, несмотря на защитный костюм и письмо от Бваны Симбы, он сильно обескуражен. Эти масаи его встревожили. Они были наши друзья, а не его. Да, конечно, они были наши друзья. С такими людьми встречаешься, как с братьями, они сразу и от всей души принимают тебя за своего, откуда бы ты ни был родом. Такое отношение к людям свойственно лишь лучшим из англичан, лучшим из венгров и самым лучшим из испанцев; оно было отличительным свойством аристократов в те времена, когда еще существовала аристократия. Это-свойство простых сердец, такие люди редки, и нет ничего приятнее общения с ними. Опять рядом с машиной бежали только двое, но и те уже стали отставать. Они мчались все так же быстро и легко, но угнаться за автомобилем было им не под силу. В конце концов я велел Камау резко увеличить скорость, уверенный, что такой рывок не может обидеть бегунов, гордящихся своей выносливостью. Они тоже прибавили ходу, но, не догнав нас, только засмеялись, и тогда мы высунулись из машины и замахали им руками, а они стояли, опершись на копья, и махали в ответ. Мы расстались добрыми друзьями. Теперь наш путь снова лежал по безлюдным местам, по бездорожью, все вперед, через рощи и зеленую долину..."
- Стивен Кинг "Зеленая миля"
"...И все же у меня есть одна старческая болезнь: я страдаю от бессонницы.
Поздно ночью я лежу на постели и слышу влажные и полные безнадежности звуки
немощных мужчин и женщин, прокашливающих себе дорогу в еще более преклонный
возраст. Иногда я слышу звонок вызова, скрип туфель в коридоре или звук
маленького телевизора миссис Джэвиц, настроенного на ночные новости. Я лежу
и, если луна заглядывает в окно, смотрю на нее. Я лежу и думаю о Бруте,
Дине, иногда о Вильяме Уортоне и его словах: "Правильно, черномазый, хуже не
бывает". Я вспоминаю, как Делакруа говорил: "Посмотрите, босс Эджкум, я
научил Мистера Джинглза новому трюку". Я вспоминаю, как Элен стояла в дверях
солярия и говорила Брэду Долану, чтобы тот оставил меня в покое. Иногда я
могу задремать и тогда вижу подземный переход под дождем и Джона Коффи,
стоящего в тени. В моих снах это никакой не обман зрения, это всегда он, мой
парень, он просто стоит и смотрит. Я лежу и жду. Я думаю о Дженис, о том,
как потерял ее, как она утекла красной кровью сквозь пальцы под дождем, и я
жду. Мы все заслужили смерть, без исключения, я это знаю, но иногда, Боже,
Зеленая Миля бывает слишком длинной."
- Ирвин Шоу. Зеленая Ню
http://lib.ru/INPROZ/SHOU_I/ir-30.txt
"...Баранов нарисовал обнаженную женщину. Но она не имела ничего общего с
теми ню, что раньше выходили из-под кисти художника. На огромном и пугающемполотне для розового места не нашлось. Превалировало зеленое, того оттенка,что окрашивает небеса перед циклоном или ураганом, болезненное, мрачное,давящее на глаза. В зеленых тонах были выдержаны и сама фигура, с жалкойгрудью, прямыми волосами, дряблым животом и жилистыми, но, тем не менее,влекущими чреслами, и сверкающие, демонические глаза под сурово сдвинутымибровями. А вот на рот, пожалуй, самый жуткий фрагмент картины, пошлаубийственно черная краска. Губы словно пребывали в непрерывном движении:художнику удивительно точно удалось поймать тот самый момент, когда модельзабыла обо всем на свете, кроме речи, которую произносила. Рот доминировална полотне, более того, во всем выставочном зале, бурный, мерзкий, зловонныйпоток риторики срывался с черных губ, и не осталось без внимания, чтопосетители выставки изо всех сил пытались отводить глаза от этогопритягивающего взгляд фрагмента. И фон кардинально отличался от привычнойдля Баранова тщательной прорисовки то ли красивой ткани, то ли восточногоковра, то ли сочной листвы. Возлежала ню на фоне руин храмов и поселений подзеленовато-угольным небом. Если что и связывало картину с прошлымтворчеством Баранова, так это вишня, изображенная в правой части картины..."
http://lib.ru/DETEKTIWY/SIMENON/oreshnik.pdf
"...Смотрю на живую изгородь и вдруг узнаю листья на кусте.
Смотрю выше и вижу орехи, они еще не созрели.
И все-таки орешник зеленеет. Несмотря на- самолеты, авто
страды, химические корма для скота...
Орехи растут по три и даже по четыре. Их бледно-зеленая
оболочка, похожая на платьице, вяжет рот. Помню неприятное
ощущение, когда я отдирал ее зубами.
Глупо. Я взволнован, и сам удивляюсь этому. Повторяю про
себя, как будто сделал открытие:
— И все-таки орешник зеленеет...
Я словно вижу в этом какой-то символ, хотя и довольно туман
ный. Наверное, он означает, что, как бы ни менялся мир, в нем
всегда останутся уголки, благоухающие свежестью.
А человек?..."
http://lib.ru/INOFANT/VERN/green_li.txt
"... "Случалось ли вам когда-нибудь наблюдать закат солнца на море, когда
верхний край его исчезает за горизонтом? По всей вероятности, вы видели это
не раз. Но заметили ли вы дивное явление, которое совершается в мгновение,
когда при совершенно безоблачном небе солнце бросает свой последний луч?
Если вы этого явления не видели, то в первый раз, как вам представится
случай наблюдать его - а такие случаи бывают очень редко, - вы увидите, что
последний солнечный луч будет не красного цвета, как это можно было бы
предположить, а ярко-зеленого. Цвет этого луча так красив, что ни один
художник не может составить для него краску на своей палитре и его нельзя
сравнить ни с одним из тех зеленых цветов, в которые окрашено бесконечное
множество растений, а также море, как бы ни были прозрачны его воды; если
есть в раю зеленый цвет, то он именно такой: истинный цвет надежды"..."
http://lib.ru/TALES/SIBIYAK/zelgor.txt
"Милые зеленые горы!.. Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в
родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и
люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше. Да, я опять хожу по этим горам,
поднимаюсь на каменистые кручи, спускаюсь в глубокие лога, подолгу сижу
около горных ключиков, дышу чудным горным воздухом, напоенным ароматами
горных трав и цветов, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес... Мне
кажется, что со мной вместе по зеленым горам ходит тень дорогого когда-то
человека, память о котором неразрывно связана вот с этими зелеными горами,
где он являлся единственным хозяином. Без этого странного человека в горах
чего-то недостает, и я иногда на охоте невольно вздрагивал и пугался, когда
слышался его голос и осторожные, крадущиеся шаги..."
http://lib.ru/RUSSLIT/GRIN/barka.txt
"...И вот, представьте себе угрюмый мрак городских окраин, сырой воздух
ночи, грязную мостовую и среди всего этого - молодую, не более семнадцати
лет, девушку, лежащую навзничь. Она делала усилия подняться, опираясь
ладонями о скользкие булыжники, и снова бессильно опускалась с душу
раздирающим стоном.
Я стал возле нее на колени, вынул коробочку восковых спичек и осветил
лицо женщины. Проживу ли я еще двадцать или тысячу лет, - я не забуду этого
лица так же, как не могу забыть, что я доктор. Это был счастливый
мгновенный сон; не отрываясь, как пораженный столбняком, смотрел я на
редкую красоту этой девушки, и спичка обожгла мне пальцы прежде, чем я
успел бросить ее. Маленькая, хрупкая, она была похожа на переодетую
принцессу. Большие голубые глаза, изящество рта, ноздрей, овал лица,
растрепанные, как золотая пряжа, волосы - все это показалось мне настоящим
сном, так что я ущипнул себя за руку. Но рука заныла, а стон девушки
окончательно убедил меня в реальности происшествия.
- Что с вами? - спросил я.
- Я живу недалеко отсюда, - сказала она, прерывая себя стонами и
всхлипываниями, - я возвращалась домой и попала под автомобиль. Меня
переехали, но, несмотря на мои крики, негодяи даже не остановились и
умчались. Я лежу с полчаса, ни один прохожий не показывался поблизости. Я
не могу встать и боюсь, не сломана ли у меня нога.
- Держитесь за меня, - сказал я, подставляя плечо.
Она ухватилась за него, а я приподнял ее и поставил на ноги. Но лишь
ее подошвы коснулись земли, как она с криком села на мостовую.
- Не могу, - печально произнесла девушка, - у меня, должно быть, все
сломано. Оставьте меня!
- Где вы живете?
- На Зеленом канале. Я и отец. Он барочник и недавно пришел с грузом.
- Послушайте, - сказал я, охваченный нежной жалостью и восторгом, -
позвольте мне донести вас. Я силен, это не затруднит меня. А вы показывайте
мне дорогу.
Не откладывая в долгий ящик, я взял ее на руки, как ребенка, и понес,
шагая возбужденными, быстрыми шагами..."
http://lib.ru/INPROZ/MERDOK/murdockh_red.txt
" - Прелестное у тебя сегодня настроение. Ладно, буду петь не такую
песню.
За то Уолф Тон и лорд Эдвард погибли в цвете лет,
Чтобы над алым вознесен был наш зеленый цвет {*}.
{* Алый - цвет английской нации; зеленый - цвет Ирландии.}
- Если уж поешь эту песню, надо петь ее всерьез.
- А я и пою всерьез. Как это можно петь всерьез или не всерьез? Поешь,
и все тут..."
http://lib.ru/RODARI/miss_unv.txt
"...Президентский дворец находился совсем близко. Миллион его окон был ярко
освещен. В большом зале семьсот пятьдесят тысяч приглашенных разучивали
новый танец "Сатурн". Лучшего места, чтобы потанцевать никем не узнанной,
и не найти!
- Разрешите пригласить вас, синьорина?
К Дельфине подошел высокий, изящный и мускулистый молодой человек.
- Знаете, я только прилетела и не умею танцевать "Сатурн".
- Это очень просто. Я вас быстро научу. "Сатурн" похож на танго-вальс и
на самбу-гавот. Видите, это почти так же легко, как просто ходить.
- Да, танец нетрудный. А мы до сих пор танцуем менуэт-твист.
- Вы землянка, не так ли?
- Да, из Модены. А вы венерианец, это сразу видно по вашим зеленым
глазам.
- Но у вас тоже чудесные глаза. Зеленые, как моя планета.
- Правда! А мои кузины говорят, что глаза у меня цвета цикория.
Дельфина и молодой человек станцевали "Сатурн" и еще двадцать четыре
бальных танца. Они остановились, лишь когда умолкла музыка и по
громкоговорителям объявили, что через три минуты президент республики
Венера вручит приз самой красивой девушке этого праздника..."
http://lib.ru/LITRA/CHEHOW/kosa.txt
"На берегу Черного моря, на местечке, которое в моем дневнике и в
дневниках моих героев и героинь значится "Зеленой Косой", стоит прелестная
дача. С точки зрения архитектора, любителей всего строгого, законченного,
имеющего стиль, может быть, эта дача никуда не годится, но с точки зрения
поэта, художника она дивная прелесть. Она мне нравится за свою смиренную
красоту, за то, что она своей красотой не давит окружающей красоты, за то,
что от нее не веет ни холодом мрамора, ни важностью колонн. Она глядит
приветливо, тепло, романтично... Из-за стройных сребристых тополей, со
своими башенками, шпицами, зазубринами, шестами, выглядывает она чем-то
средневековым. Когда смотрю на нее, я припоминаю сентиментальные немецкие
романы с их рыцарями, замками, докторами философии, с таинственными
графинями... Эта дача стоит на горе; вокруг дачи густой-прегустой сад с
аллеями, фонтанчиками, оранжереями, а внизу, под горой - суровое голубое
море... Воздух, сквозь который то и дело пробегает влажный кокетливый
ветерок, всевозможные птичьи голоса, вечно ясное небо, прозрачная вода -
чудное местечко!
Хозяйка дачи - жена не то грузина, не то черкеса-князька, Марья
Егоровна Микшадзе, дама лет 50, высокая, полная и во время оно, несомненно,
слывшая красавицей. Дама она добрая, милая, гостеприимная, но слишком уж
строгая. Впрочем, не строгая, а капризная... Она нас отлично кормила,
превосходно поила, занимала нам во все лопатки деньги и в то же время ужасно
терзала. Этикет - ее конек. Что она жена князя - это ее другой конек.
Катаясь на этих двух коньках, она вечно и ужасно пересаливает. Она никогда,
например, не улыбается, вероятно, потому, что считает это для себя и вообще
для grandes-dames {1} неприличным. Кто моложе ее хоть на один год, тот
молокосос. Знатность, по ее мнению,добродетель, перед которой все остальное
- самая ерундистая чепуха. Она враг ветрености и легкомыслия, любит молчание
и т. д. и т. д. Иногда мы едва умели выносить эту барыню. Если бы не дочь
ее, то, пожалуй, едва ли мы услаждали бы себя теперь воспоминаниями о
Зеленой Косе. Добрая женщина составляет самое серое пятно в наших
воспоминаниях. Украшение Зеленой Косы - дочь Марьи Егоровны, Оля. Оля -
маленькая, стройная, хорошенькая блондиночка лет 19. Она бойка и не глупа.
Хорошо рисует, занимается ботаникой, отлично говорит по-французски, плохо
по-немецки, много читает и пляшет, как сама Терпсихора. Музыке училась в
консерватории и играет очень недурно. Мы, мужчины, любили эту голубоглазую
девочку, не "влюбились", а любили. Она для нас всех была что-то родное,
свое... Зеленая Коса без нее для нас немыслима. Без нее поэзия Зеленой Косы
была бы неполной. Она - хорошенькая женская фигурка на прелестном ландшафте, а я не люблю картин без людских фигур. Плеск моря и шепот деревьев сами по
себе хороши, но если к ним присоединяется еще сопрано Оли с аккомпанементом
наших басов, теноров и рояля, то море и сад делаются земным раем... Мы
любили княжну; иначе и быть не могло. Мы величали ее дочерью нашего полка. И
Оля любила нас. Она тяготела к нашей мужской компании и только среди нас
чувствовала себя в своей родной стихии. Когда нас не было возле нее, она
худела и переставала петь. Наша компания состоит из гостей, летних
обитателей Зеленой Косы, и соседей..."
теми ню, что раньше выходили из-под кисти художника. На огромном и пугающемполотне для розового места не нашлось. Превалировало зеленое, того оттенка,что окрашивает небеса перед циклоном или ураганом, болезненное, мрачное,давящее на глаза. В зеленых тонах были выдержаны и сама фигура, с жалкойгрудью, прямыми волосами, дряблым животом и жилистыми, но, тем не менее,влекущими чреслами, и сверкающие, демонические глаза под сурово сдвинутымибровями. А вот на рот, пожалуй, самый жуткий фрагмент картины, пошлаубийственно черная краска. Губы словно пребывали в непрерывном движении:художнику удивительно точно удалось поймать тот самый момент, когда модельзабыла обо всем на свете, кроме речи, которую произносила. Рот доминировална полотне, более того, во всем выставочном зале, бурный, мерзкий, зловонныйпоток риторики срывался с черных губ, и не осталось без внимания, чтопосетители выставки изо всех сил пытались отводить глаза от этогопритягивающего взгляд фрагмента. И фон кардинально отличался от привычнойдля Баранова тщательной прорисовки то ли красивой ткани, то ли восточногоковра, то ли сочной листвы. Возлежала ню на фоне руин храмов и поселений подзеленовато-угольным небом. Если что и связывало картину с прошлымтворчеством Баранова, так это вишня, изображенная в правой части картины..."
ПАБЛО ПИКАССО. ОБНАЖЕННАЯ ЖЕНЩИНА. 1965
- Жорж Сименон. И все-таки орешник зеленеет
http://lib.ru/DETEKTIWY/SIMENON/oreshnik.pdf"...Смотрю на живую изгородь и вдруг узнаю листья на кусте.
Смотрю выше и вижу орехи, они еще не созрели.
И все-таки орешник зеленеет. Несмотря на- самолеты, авто
страды, химические корма для скота...
Орехи растут по три и даже по четыре. Их бледно-зеленая
оболочка, похожая на платьице, вяжет рот. Помню неприятное
ощущение, когда я отдирал ее зубами.
Глупо. Я взволнован, и сам удивляюсь этому. Повторяю про
себя, как будто сделал открытие:
— И все-таки орешник зеленеет...
Я словно вижу в этом какой-то символ, хотя и довольно туман
ный. Наверное, он означает, что, как бы ни менялся мир, в нем
всегда останутся уголки, благоухающие свежестью.
А человек?..."
- Жюль Верн Зеленый луч
"... "Случалось ли вам когда-нибудь наблюдать закат солнца на море, когда
верхний край его исчезает за горизонтом? По всей вероятности, вы видели это
не раз. Но заметили ли вы дивное явление, которое совершается в мгновение,
когда при совершенно безоблачном небе солнце бросает свой последний луч?
Если вы этого явления не видели, то в первый раз, как вам представится
случай наблюдать его - а такие случаи бывают очень редко, - вы увидите, что
последний солнечный луч будет не красного цвета, как это можно было бы
предположить, а ярко-зеленого. Цвет этого луча так красив, что ни один
художник не может составить для него краску на своей палитре и его нельзя
сравнить ни с одним из тех зеленых цветов, в которые окрашено бесконечное
множество растений, а также море, как бы ни были прозрачны его воды; если
есть в раю зеленый цвет, то он именно такой: истинный цвет надежды"..."
- Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Зеленые горы
http://lib.ru/TALES/SIBIYAK/zelgor.txt"Милые зеленые горы!.. Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в
родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и
люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше. Да, я опять хожу по этим горам,
поднимаюсь на каменистые кручи, спускаюсь в глубокие лога, подолгу сижу
около горных ключиков, дышу чудным горным воздухом, напоенным ароматами
горных трав и цветов, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес... Мне
кажется, что со мной вместе по зеленым горам ходит тень дорогого когда-то
человека, память о котором неразрывно связана вот с этими зелеными горами,
где он являлся единственным хозяином. Без этого странного человека в горах
чего-то недостает, и я иногда на охоте невольно вздрагивал и пугался, когда
слышался его голос и осторожные, крадущиеся шаги..."
- Александр Степанович Грин. Барка на Зеленом канале
http://lib.ru/RUSSLIT/GRIN/barka.txt"...И вот, представьте себе угрюмый мрак городских окраин, сырой воздух
ночи, грязную мостовую и среди всего этого - молодую, не более семнадцати
лет, девушку, лежащую навзничь. Она делала усилия подняться, опираясь
ладонями о скользкие булыжники, и снова бессильно опускалась с душу
раздирающим стоном.
Я стал возле нее на колени, вынул коробочку восковых спичек и осветил
лицо женщины. Проживу ли я еще двадцать или тысячу лет, - я не забуду этого
лица так же, как не могу забыть, что я доктор. Это был счастливый
мгновенный сон; не отрываясь, как пораженный столбняком, смотрел я на
редкую красоту этой девушки, и спичка обожгла мне пальцы прежде, чем я
успел бросить ее. Маленькая, хрупкая, она была похожа на переодетую
принцессу. Большие голубые глаза, изящество рта, ноздрей, овал лица,
растрепанные, как золотая пряжа, волосы - все это показалось мне настоящим
сном, так что я ущипнул себя за руку. Но рука заныла, а стон девушки
окончательно убедил меня в реальности происшествия.
- Что с вами? - спросил я.
- Я живу недалеко отсюда, - сказала она, прерывая себя стонами и
всхлипываниями, - я возвращалась домой и попала под автомобиль. Меня
переехали, но, несмотря на мои крики, негодяи даже не остановились и
умчались. Я лежу с полчаса, ни один прохожий не показывался поблизости. Я
не могу встать и боюсь, не сломана ли у меня нога.
- Держитесь за меня, - сказал я, подставляя плечо.
Она ухватилась за него, а я приподнял ее и поставил на ноги. Но лишь
ее подошвы коснулись земли, как она с криком села на мостовую.
- Не могу, - печально произнесла девушка, - у меня, должно быть, все
сломано. Оставьте меня!
- Где вы живете?
- На Зеленом канале. Я и отец. Он барочник и недавно пришел с грузом.
- Послушайте, - сказал я, охваченный нежной жалостью и восторгом, -
позвольте мне донести вас. Я силен, это не затруднит меня. А вы показывайте
мне дорогу.
Не откладывая в долгий ящик, я взял ее на руки, как ребенка, и понес,
шагая возбужденными, быстрыми шагами..."
- Айрис Мердок. Алое и зеленое
http://lib.ru/INPROZ/MERDOK/murdockh_red.txt" - Прелестное у тебя сегодня настроение. Ладно, буду петь не такую
песню.
За то Уолф Тон и лорд Эдвард погибли в цвете лет,
Чтобы над алым вознесен был наш зеленый цвет {*}.
{* Алый - цвет английской нации; зеленый - цвет Ирландии.}
- Если уж поешь эту песню, надо петь ее всерьез.
- А я и пою всерьез. Как это можно петь всерьез или не всерьез? Поешь,
и все тут..."
- Джанни Родари. Мисс Вселенная с темно-зелеными глазами
http://lib.ru/RODARI/miss_unv.txt"...Президентский дворец находился совсем близко. Миллион его окон был ярко
освещен. В большом зале семьсот пятьдесят тысяч приглашенных разучивали
новый танец "Сатурн". Лучшего места, чтобы потанцевать никем не узнанной,
и не найти!
- Разрешите пригласить вас, синьорина?
К Дельфине подошел высокий, изящный и мускулистый молодой человек.
- Знаете, я только прилетела и не умею танцевать "Сатурн".
- Это очень просто. Я вас быстро научу. "Сатурн" похож на танго-вальс и
на самбу-гавот. Видите, это почти так же легко, как просто ходить.
- Да, танец нетрудный. А мы до сих пор танцуем менуэт-твист.
- Вы землянка, не так ли?
- Да, из Модены. А вы венерианец, это сразу видно по вашим зеленым
глазам.
- Но у вас тоже чудесные глаза. Зеленые, как моя планета.
- Правда! А мои кузины говорят, что глаза у меня цвета цикория.
Дельфина и молодой человек станцевали "Сатурн" и еще двадцать четыре
бальных танца. Они остановились, лишь когда умолкла музыка и по
громкоговорителям объявили, что через три минуты президент республики
Венера вручит приз самой красивой девушке этого праздника..."
Канева Галина, Дом детского творчества , изостудия "Радуга", Республика Коми, г.Печора http://www.old.sertification.net/news/chipolino/pobediteli_ris.htm
- Антон Чехов. Зеленая коса
http://lib.ru/LITRA/CHEHOW/kosa.txt"На берегу Черного моря, на местечке, которое в моем дневнике и в
дневниках моих героев и героинь значится "Зеленой Косой", стоит прелестная
дача. С точки зрения архитектора, любителей всего строгого, законченного,
имеющего стиль, может быть, эта дача никуда не годится, но с точки зрения
поэта, художника она дивная прелесть. Она мне нравится за свою смиренную
красоту, за то, что она своей красотой не давит окружающей красоты, за то,
что от нее не веет ни холодом мрамора, ни важностью колонн. Она глядит
приветливо, тепло, романтично... Из-за стройных сребристых тополей, со
своими башенками, шпицами, зазубринами, шестами, выглядывает она чем-то
средневековым. Когда смотрю на нее, я припоминаю сентиментальные немецкие
романы с их рыцарями, замками, докторами философии, с таинственными
графинями... Эта дача стоит на горе; вокруг дачи густой-прегустой сад с
аллеями, фонтанчиками, оранжереями, а внизу, под горой - суровое голубое
море... Воздух, сквозь который то и дело пробегает влажный кокетливый
ветерок, всевозможные птичьи голоса, вечно ясное небо, прозрачная вода -
чудное местечко!
Хозяйка дачи - жена не то грузина, не то черкеса-князька, Марья
Егоровна Микшадзе, дама лет 50, высокая, полная и во время оно, несомненно,
слывшая красавицей. Дама она добрая, милая, гостеприимная, но слишком уж
строгая. Впрочем, не строгая, а капризная... Она нас отлично кормила,
превосходно поила, занимала нам во все лопатки деньги и в то же время ужасно
терзала. Этикет - ее конек. Что она жена князя - это ее другой конек.
Катаясь на этих двух коньках, она вечно и ужасно пересаливает. Она никогда,
например, не улыбается, вероятно, потому, что считает это для себя и вообще
для grandes-dames {1} неприличным. Кто моложе ее хоть на один год, тот
молокосос. Знатность, по ее мнению,добродетель, перед которой все остальное
- самая ерундистая чепуха. Она враг ветрености и легкомыслия, любит молчание
и т. д. и т. д. Иногда мы едва умели выносить эту барыню. Если бы не дочь
ее, то, пожалуй, едва ли мы услаждали бы себя теперь воспоминаниями о
Зеленой Косе. Добрая женщина составляет самое серое пятно в наших
воспоминаниях. Украшение Зеленой Косы - дочь Марьи Егоровны, Оля. Оля -
маленькая, стройная, хорошенькая блондиночка лет 19. Она бойка и не глупа.
Хорошо рисует, занимается ботаникой, отлично говорит по-французски, плохо
по-немецки, много читает и пляшет, как сама Терпсихора. Музыке училась в
консерватории и играет очень недурно. Мы, мужчины, любили эту голубоглазую
девочку, не "влюбились", а любили. Она для нас всех была что-то родное,
свое... Зеленая Коса без нее для нас немыслима. Без нее поэзия Зеленой Косы
была бы неполной. Она - хорошенькая женская фигурка на прелестном ландшафте, а я не люблю картин без людских фигур. Плеск моря и шепот деревьев сами по
себе хороши, но если к ним присоединяется еще сопрано Оли с аккомпанементом
наших басов, теноров и рояля, то море и сад делаются земным раем... Мы
любили княжну; иначе и быть не могло. Мы величали ее дочерью нашего полка. И
Оля любила нас. Она тяготела к нашей мужской компании и только среди нас
чувствовала себя в своей родной стихии. Когда нас не было возле нее, она
худела и переставала петь. Наша компания состоит из гостей, летних
обитателей Зеленой Косы, и соседей..."
Чехов Ник.
В кино:
The Grass Is Greener (1960)
Under the Greenwood Tree (2005)
La belle verte (1996)
Green for Danger (1946)
The Green Slime (1968)
В рекламе:
Все дело вот в этом:
Когда в мире модны экология и натуральность, тогда и зеленый цвет становится одним из актуальных.
Когда в мире модны экология и натуральность, тогда и зеленый цвет становится одним из актуальных.
- Супермаркеты
- Кафе и рестораны
- Косметика
Многие банки тоже любят зеленый цвет.
Почему?
Все дело в greenback - беспроцентный вексель, который существовал до выпуска первых долларовых банкнот и был зеленого цвета.
А потом появился доллар.
Символ богатства и процветания.
Почему?
Все дело в greenback - беспроцентный вексель, который существовал до выпуска первых долларовых банкнот и был зеленого цвета.
А потом появился доллар.
Символ богатства и процветания.
В дизайне интерьера:
Оптимальное цветовое настроение для любого помещения
Цвета
|
Психически
|
Оптически
|
Органически
|
Оптимально
|
Самое общее
|
Желто-зеленые
|
Приветливые, веселые, близкие к
природе.
|
В светлых тонах расширяют помещение, в
темных сужают.
|
Для всех помещений, в которых требуется
приветливая, уютная жилая атмосфера.
|
||
Зеленые
|
Компенсирующие, успокаивающие, расслабляющие,
освежающе. Этот цвет самый благоприятный для человека
|
Нейтральные.
|
Позитивное воздействие на сердце и
кровообращение. Полезен при бессоннице, переутомлении. Понижается общий тонус
организма.
|
Для спальни и рабочей комнаты.
|
Для всех помещений, где отдыхают, расслабляются
или хотят сосредоточиться, а также для помещений в шумных районах.
|
Голубовато-зеленые
|
Укрепляющие, успокаивающие, холодные.
Сообщает чувство безопасности
|
Сужают помещение
|
Для представительных помещений.
|
Для комнат, где должно быть сильное
цветовое воздействие.
|
Во многих случаях зеленый цвет на производстве стал таким же
синонимом скуки, как серый или коричневый.
Морис Дерибере рекомендует для школ такие цвета: цвет морской волны,
причем, окраска классных комнат должна учитывать возраст детей. Выяснилось,
например, что у малышей голубые покрытия ухудшают настроение, тогда как классы,
выкрашенные бледно-зеленый цвет, действуют благоприятно.
Цветовые
предпочтения у детей
Возраст
|
Цветовые предпочтения у детей разного возраста по данным
|
|
Циммерманна
|
Райха
|
|
6-8 лет
|
Красный, пурпурный, желтый, оранжевый, зеленый
|
Красный, розовый
|
9-10 лет
|
Зеленый, желтый, оранжевый, красный, пурпурный,
синий
|
Оранжевый, желтый, желто-зеленый
|
До 14 лет
|
Зеленый, желтый, оттенки синего
|
Оттенки синего
|
Приведенные в таблице данные о характере цветового предпочтения и об изменении
последнего с возрастом имеют большое значение, так как дают архитекторам
возможность правильно выбирать цвета при проектировании школьного интерьера и
реконструкции школьных зданий. Симпатии детей к различным цветам в разном
возрасте подсказывают применение цветовых гамм в помещениях для разных
возрастных групп. Вполне логично введение в интерьер для детей младшего
возраста группы теплого зеленого цвета.
Актуальны сегодня сочетание цветов светло-зеленый/светло-серый. В
целом, для офисных помещений подходят теплые и холодные цвета преимущественно
светлых нюансов, зеленые тона.
Для представительских помещений подходят темные нюансы, голубовато-зеленые
тона.
По фэн-шуй, наиболее удачные
сочетания цветов содержат следующие элементы:
· Вода, дерево, огонь (синий или
черный, зеленый и красный);
· Дерево, огонь, земля (зеленый,
красный и желтый или коричневый);
· Металл, вода, дерево (белый,
серебряный или золотой, синий или черный и зеленый).
Согласно фэн-шуй, цвета соответствуют
странам света:
· Север - желтый, белый и красный или
белый, красный и зеленый;
· Северо-восток - желтый, белый и
красный или белый, красный и зеленый;
· Восток - черный или синий, зеленый и
красный или зеленый, красный и белый или золотой;
· Юго-восток - белый или золотой,
красный и зеленый;
· Юг - белый или золотой, зеленый
и желтый или белый или золотой, желтый и красный;
По фэн-шуй, пользоваться зеленым можно для:
*
усиления
ощущения связи с природой;
*
создания
комфортный условий;
*
воспитания,
обучения;
*
восстановления,
омоложения;
*
отдыха
или успокоения;
*
указания
на что-либо новое или молодое.
Избегать чистого зеленого цвета нужно там, где рост нежелателен
(например, в раковых клиника); внутри движущегося транспорта.[13]
В эргономике:
Для сигнально-предупредительной окраски во многих странах мира служат три
хроматических цвета: зеленый, желтый и красный. Чаще всего они
применяются в сочетании с полярными противоположными ахроматическими цветами.
Зеленый цвет - символ безопасности.
Этим цветом рекомендуется обозначать на
производстве аварийные выходы, технологические инструкции, связанные с техникой
безопасности, пункты первой медицинской помощи и т. д.
Зеленый цвет - международный цвет обозначения безопасности.
Сотрудники Центрального научно-исследовательского института промышленных
зданий и сооружений при разработке предложения по унификации опознавательной
окраски трубопроводов в свое время предложили все вещества, транспортируемые по
внутрицехвым трубопроводам, условно разделить на десять основных групп, и за
каждого из них закрепить определенный цвет. Например, чистые и неагрессивные
жидкости - зеленым.
Кроме основных цветов, позволяющих быстро распознать группу, к которой
относится содержимое трубопроводов, сотрудники ЦНИИ промышленных зданий
предлагают два метода дополнительной характеристики: цветные кольца и цифровые
или буквенные обозначения. Кольца могут быть одного из трех цветов
безопасности. Зеленым обозначают безопасные и нейтральные вещества.
[1]
Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов. - Екатеринбург,
"Урал-Советы" ("Весть"), 1994. -С. 198.
[2]
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник:
ок. 11 000 синоним. рядов. - 7-е изд., стер. -М.: Русский язык, 1993. -С. 129.
[3]
Набоков В. Собрание сочинений в четырех томах. -М.: Правда, 1990. Том 4. -С.
146-147.
[4]
Журавлев А. П. Звук и смысл. -М.: Просвещение, 1991. -С. 101-125.
[5]
Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым. –М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 1998. -С. 546-547.
[6]
Пословицы русского народа: Сборник В. Даля: В 3 т. –М.: Русская книга, 1993. Т.
2. -С. 326-327.
[7]
Люшер М. Цвет вашего характера / Пер. с англ. Емельянов Ю. В. -М.: РИПОЛ
КЛАССИК, Вече, 1997. -С. 24, 64-68.
[8]
Шушнова Л. А. Лечебная радуга камня (каменная цветотерапия). 1998. // http://www.rubtsovsk.ru/history/regsci01/008.htm
[9]
Бушер Х. Какой цвет вам к лицу. -М.: Кристина и К., 1997. -С. 64.
[10]
Ватерман Г., Цингель Ф. Ваш неповторимый стиль. -М.: Кристина и К., 1997. -С.
67-81.
[11]
Кандинский В. В. О духовном в искусстве. -М., 1992. –С. 74-78.
[12] Вебстер Р. Фэн-шуй для рабочего места. -СПб:
Тимошка, 1999. -С.58-59.
[13]
Вайдра Н. Фэн-шуй: 150 советов, как создать гармонию и уют в вашем доме и офисе
/ Пер. с англ. К. Савельева. –М.: ФАИР-
ПРЕСС, 1999. -С. 86-100.
Семира и В.Веташ Астрология и мифология — СПб: Атон, 1998.—C. 1072 // http://lib100.com/book/astrology/astrology_mythology/_%D1%E5%EC%E8%F0%E0,%20%C2%E5%F2%E0%F8%20%C2.,%20%C0%F1%F2%F0%EE%EB%EE%E3%E8%FF%20%E8%20%EC%E8%F4%EE%EB%EE%E3%E8%FF.pdf
http://www.adme.ru/kreativnyj-obzor/zelenyj-eto-novyj-chernyj-bbdo-branding-268655/
http://www.adme.ru/kreativnyj-obzor/zelenyj-eto-novyj-chernyj-bbdo-branding-268655/
Комментариев нет:
Отправить комментарий