Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.
И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.
Он прекрасен без прикрас.
Это цвет любимых глаз.
Это взгляд бездонный твой,
Напоенный синевой.
Это цвет моей мечты.
Это краска высоты.
В этот голубой раствор
Погружен земной простор.
Это легкий переход
В неизвестность от забот
И от плачущих родных
На похоронах моих.
Это синий негустой
Иней над моей плитой.
Это сизый зимний дым
Мглы над именем моим.
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.
И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.
Он прекрасен без прикрас.
Это цвет любимых глаз.
Это взгляд бездонный твой,
Напоенный синевой.
Это цвет моей мечты.
Это краска высоты.
В этот голубой раствор
Погружен земной простор.
Это легкий переход
В неизвестность от забот
И от плачущих родных
На похоронах моих.
Это синий негустой
Иней над моей плитой.
Это сизый зимний дым
Мглы над именем моим.
Николоз Бараташвили. 1841
Перевод Бориса Пастернака
Основная характеристика:
хроматический, шестой цвет спектра, холодный, основной.
В лингвистике:
Прилагательное "синий" древнее, общеславянское, сохранилось
во всех славянских языках. В современных славянских языках называют синий
цвет или оттенки синего: светло-синий, темно-синий, серовато-синий и т. д.
история этого слова как цветообозначения в русском языке довольно сложна и для
древнего периода не совсем ясна. существует наблюдение, что синий цвет
различается и называется позже других. уже в эпоху древнейших памятников это
слово существует как цветообозначение и употребляется в современном значении
"синий" или точнее "ярко-синий".
Слово "синий" может обозначать различные неяркие оттенки
синего цвета, издавна оно употребляется по отношению к человеку для описания
очень неопределенных и слабых по интенсивности окрасок. Это слово также часто
обозначает более темные оттенки синего цвета или темно-серый с синеватым
оттенком цвет по отношению к явлениям природы. Как и другие прилагательные,
обозначающие основные цвета, синий называет весьма разнообразные оттенки
цвета, начиная от совсем светлых голубоватых. голубовато-серых оттенков до
густо-синих, исчерна-синих.
В толковом словаре Ожегова С. И. приводится такое толкование слова "синий":
"СИНИЙ, -яя, -ее; синь, синя, сине. 1. Имеющий окраску одного из
основных цветов спектра - среднего между фиолетовым и зеленым. С. цвет.
Синяя краска. Синее небо. Синие васильки. 2. О коже: сильно побледневший,
приобретший оттенок этого цвета. Синие от холода руки. Синее лицо. à Синий
чулок (неодобр.) - сухая педантка, лишенная женственности и погруженная в
книжные, отвлеченные интересы. II уменьш. синенький, -ая, -ое".[1]
Что касается синонимов цветообозначения "синий" то, по
мнению автора "Словаря синонимов русского языка", синонимами являются
сапфировый, сапфирный, васильковый.[2]
В своем сонете "Гласные" Артур Рембо звук О окрашивает в синий
цвет.
О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
Полеты ангелов в тиши небес пространной -
О - дивных глаз ее лиловые лучи.
Владимир Набоков в своем романе "Другие берега" составил свою
цветную латинскую и русскую азбуку, где синяя группа переходит в фиолетовую, с
жестяным Ц, влажно-голубым С, черничным К и блестяще-сиреневым З.[3]
Как выяснил А. П. Журавлев, русские звукобуквы могут обозначать различные
цвета[4].
Вот звукоцветовые соответствия гласных: и - синий, й - синеватый,
у - темно-синий, сине-зеленый, липовый.
Эта интересная особенность звуков проявляется в поэзии. Например, пишет
поэт о синем небе. Поэту нужно вызвать в глубинах читателя синий цвет.
Для этого в стихотворении должны быть подобраны такие слова, в которых много
звуков соответствующего цвета, т. е. звука И.
Вдруг молния всю чащу озарила
Таинственным и бледно-синим светом...
В этом отрывке из стихотворения И. А. Бунина доминирует синий
цвет. Это мы узнали, подсчитав количество гласных, удваивая ударные при счете.
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи.
Путник, в лазурь уходящий,
Ты не дойдешь до пустыни.
Воздух прозрачный и синий.
В отрывке стихотворения Сергея Есенина из цикла "Персидские мотивы"
три раза назван синий цвет (считая "лазурь). Соответственно и
доминирует синий звук И.
Сирый цветок из породы репейников,
но его синий не знает соперников.
Марка Шагала, загадка Шагала —
рупь у Савеловского вокзала!...
...ах, Марк Захарович, нарисуйте
непобедимо синий завет —
Небом Единым Жив Человек.
но его синий не знает соперников.
Марка Шагала, загадка Шагала —
рупь у Савеловского вокзала!...
...ах, Марк Захарович, нарисуйте
непобедимо синий завет —
Небом Единым Жив Человек.
В отрывке из стихотворения Андрея Вознесенского "Васильки Шагала"
словами создается в основном голубой васильковый колорит. В звуковой ткани стихотворения
господствует синий И.
Родственный санскриту язык Pali называет предпочтительный для медитации темно-синий
цвет одним словом "nila". Это говорит о том, что уже в древней Индии
темно-синий цвет воспринимали как наиболее типичный оттенок. Взятое из санскрита
слово "нила", обозначает особый оттенок темно-синего цвета, который
лучше всего способствует размышлениям.
В немецком языке существует для настроения, которое вызывается синим
цветом, почти непереводимое на другие языки понятие "нрав, душа". В немецком
языке для обозначения биологического тонуса, выражаемого темно-синим цветом,
есть трудно переводимое понятие "Gemut" (дух, нрав, характер).
Немецкое слово, которое лучше всего подходит для обозначения настроения,
выражаемого синим цветом, это слово "gemut", то есть "
душевность". В английском языке нет эквивалента, имеющего тот же оттенок,
но близко подходят слова "способность глубоко и проникновенно
чувствовать".
В мифологии:
В Древней Греции синий - мужской цвет.
В Испании в конце XV века синий символизировал бешенную ревность.
В космологии:
Синий цвет (переход от синего к зеленому) соответствует планете Нептун.
Синий (васильково-ультрамариновый) цвет космической дали устремляет в мир
Стрельца, отражает качества планеты Юпитер и IX-го дома высших знаний.
Соответствие знаков Зодиака и цветов группы "синие":
*
Рак
- синий,
*
Дева
- темно-синий,
*
Козерог
- синий,
*
Водолей
- сине-зеленый,
*
Рыбы
- синий.
В религии:
В изобразительном искусстве иконография закрепляет за отдельными персонажами
Нового Завета определенные тона одежд. Петр предстает перед нами часто в синих
одеждах.
Синий - это цвет небес, божественный
любви и истины. Эти представления о цвете были перенесены на блик
отдельных библейских героев
Красный и синий цвет составляют антонимичное единство. Как
правило, они выступают вместе. Они символизируют милость и истину, красоту и
добро, земное и небесное, т. е. те начала, которые в земном мире разделены и
противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют (Пс. 84,11). Красным и
синим пишутся одежды Спасителя. Обычно это хитон красного (вишневого)
цвета и синий гиматий. Эти цвета выражают тайну Боговоплощения: красный
символизирует земную, человеческую природу, кровь, жизнь, мученичество,
страдание, но одновременно это и царский цвет (пурпур). Одеяние божьей матери
Марии, заступницы людей перед Богом, красно-синего цвета, цвета задушевности и
сердечности.
Синий цвет передает начало божественное, небесное, непостижимость тайны,
глубину откровения. В Иисусе Христе эти противоположные миры соединяются. (Трубецкой
Е. Н. Три очерка о русской иконе. -Новосибирск, 1991.)
В физике:
Синий - это простой цвет. Длина волны синего цвета составляет 470...485
нм; среднего синего - 470 нм; сине-зеленого
- 500 нм. Соединение голубого и фиолетового рождает синий.
В психологии:
Синий - цвет отрицательной стороны, вызывает неспокойное, мягкое и тоскливое
настроение. Синий для Гете - это "очаровательное, волнующее
ничто". Он несет всегда с собой что-то темное. В нем совмещается какое-то
противоречие возбуждения и покоя. Гете в своем "Учении о цветах"
пишет: "Насколько охотно мы следуем за удаляющимся от нас предметом,
настолько же охотно мы смотрим на синий цвет, и не потому, что он на нас
наступает, а потому, что он влечет нас за собой".
Синий способен различить ребенок с четырехмесячного возраста, отдавая ему
предпочтение.
Синий цвет сугубо пассивен и спокоен, а потому связывается не с работой, а с
равновесием и удовлетворенностью.
Цветовые
типы поведения
Люшеровский
синий (темно-синий цвет)
|
|||||
Элемент
|
Нормальное самовосприятие
|
Темперамент
|
Самоощущение
|
Поведение по отношению к окружающему миру
|
Вид поведения
|
Вода
|
Удовлетворение в
самоограничении (интеграция) "Диоген"
Социальная норма - терпимость
|
Флегматик
|
Довольное удовлетворение
|
Роль-защита - страх перед пустотой (пред отсутствием
переживаний) и перед лишениями.
Роль-идол - стремление к удовлетворению.
|
Спокойное
|
По мнению М. Люшера, синий цвет олицетворяет: сосредоточенное
внимание к своим делам, пассивность, вовлеченность, чувствительность,
восприимчивость, стремление достичь цельности. Его психологические проявления:
спокойствие, удовлетворенность, нежность, любовь и привязанность.
Синий цвет в тесте М. Люшера означает полное спокойствие. Содержание этого цвет
означает умиротворяющее воздействие на центральную нервную систему. Уменьшается
кровяное давление, сокращается частота пульса и дыхания, а самозащитные
механизмы включаются в работу для зарядки организма. тело настраивается на
расслабление и восстановление сил, поэтому потребность в этом цвета возрастает
в случае болезни, упадка сил, а также, когда появляется склонность к чувствительности
и обидчивости.
Синий цвет является красочным выражением существующей биологической
потребности: в физиологическом плане - это потребность в спокойствии, в психологическом
- в чувстве удовлетворенности, то есть в покое и удовлетворении желаний. Любой
человек, оказавшийся в уравновешенной гармоничной ситуации, свободной от
напряжения чувствует себя собранным и уверенным в себе. Синий представляет
собой те узы, которые человек собирает вокруг себя, чувство единства со своим
окружением и принадлежности ему. Синий цвет зависит от глубины чувств к
окружающим. Синий - это отражение умиротворенной чувствительности и
поэтому он связан со способностью к сопереживанию, эстетическим наблюдениям и
философским размышлениям. Синий цвет является символом спокойных вод,
ровного темперамента, женственности, озарения в литературе. Он ассоциируется со
сладким вкусом, его содержание - нежность, его органом чувств является кожа.
Синий обладает значительной глубиной и объемистостью. он особенно привлекает
тех людей, кто весит больше нормы. Это блаженное воплощение высших идеалов
единства, слияния и возвращения к Гее, матери Земли. Это - правда и доверии,
любовь и преданность, прекращение борьбы и обожание. Синева - это бесконечность
во времени, воплощающая традицию и вечные ценности, и поэтому синий цвет
увековечивает прошлое.
Когда синий ставят на первое место, это свидетельствует о
потребности в эмоциональном спокойствии, безмятежном состоянии духа, гармонии и
удовлетворенности или же о физиологической потребности в отдыхе, разрядке, или
лечении. Тот, кто предпочитает синий, стремится к спокойной
упорядоченной ситуации свободной от расстройств и беспокойств. В такой
обстановке события развиваются гладко, следуя, в основном, строго заведенному
порядку. Отношения с окружающими людьми носят спокойный характер и свободны от
конкуренции.
Отвергнутый синий цвет означает разрыв или же желание их порвать,
результатом чего является беспокойное, непоследовательное поведение и частичное
умственное возбуждение. Отторжение синего цвета говорит о
неудовлетворенных эмоциональных потребностях.[5]
По тесту Люшера, потребность в покое у того, кто на первом месте выбрал синий
цвет. Он нуждается в спокойном, мирном, гармоничном состоянии, способном
принести спокойную удовлетворенность и ощущение общности. Стабильность и
устойчивость не слишком свойственны, их психика отличается реагентностью и
чувствительностью, эмоциональностью и меньшей проявленностью внешней активности
и силовых взаимоотношений. Принятие решения в пользу или против какого-нибудь
цвета часто находится под влиянием внешних условий.
По мнению Люшера и Кандинского, синий отражает покой,
удовлетворение, гармония, так и неудовлетворенность, взбудораженность,
беспокойство.
Как повышенная восприимчивость синий цвет является предпосылкой способности
проникновения, эстетических переживаний и глубокомысленных размышлений.
Вкусовое ощущение - сладость чувственное восприятие - нежность. Символический синий
цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу,
левой стороне, горизонтальному направлению, плавному почерку.
Синий выражает вечность, а поэтому традиции. Имеет сильное вибрирующее
влияние, определяющее выражение "верный сторонник" и в то же время
заходящее далеко за такие пределы. Этот цвет, который смешивает
чувствительность с горячностью, так жаждет поступать правильно, что может с
этой целью выбрать неправильный путь.
Небо синее, но оно меняет свой цвет от светлого оттенка лазури до почти
черного в полночь. Также меняется и настроение синей вибрации. Но не только
это, трудно найти человека, чья синяя аура содержала бы постоянный оттенок. Он
может опускаться к глубинам "хандры", а затем подниматься к
вдохновенным высотам, что происходит "однажды при голубой луне"
(очень редко).
Вообще, все синие цвета указывают на некоторую степень преданности,
ум и уверенность. Синий - это холодный цвет с определенной
независимостью, но люди с этой аурой понимают ценность совместных усилий и
руководствуются этим в своей жизни. Синий обращается к небу и морю за
вдохновением. В поисках высшей глубины синий становится преобладающим
цветом в современной жизни. В деловых, общественных и образовательных кругах синий
намного превосходит красный в качестве мотивирующего цвета, делая синий
любимым цветом многих думающих людей. Примеси других цветов нарушают непоколебимость
синего. Близость к черному или коричневому указывают на болезненные и
эгоистические склонности. Сильный оттенок серого создает неуверенность и даже
страх. Близость к зеленому, как в некоторых оттенках бирюзового цвета,
указывает на импульсивность.
Синий имеет форму идеального круга, создающего чувство внутренней опоры и
торжественности. Синий цвет связывают с духовным возвышением человека, с
его чистотой.
Цвет
|
Воздействие
цветов блока "синего"
|
Зелено-синий
|
Означает притязание на собственную ценность, замкнутость,
оригинальничание и упрямое самовозвеличивание, стойкий оборонительный
эгоцентризм, жесткость, тяжесть упрямого своенравия, внезапной изоляции и
закоренелой гордости.
|
Темно-синий
|
Темный сильный оттенок, показывающий преданность, доверие и
постоянство цели. В этом более темном оттенке есть независимость, но всегда в
сотрудничестве. Этот цвет характеризует сила и надежность.
|
Индиго или ультрамарин
|
Пограничные цвета с фиолетовым оттенком. Они имеют основные
качества синего, но склонны более к любви, чем к преданности, находя выход
своим идеалам в помощи другим людям. Приступы дурного настроения склонны
овладевать такими людьми скорее, чем теми, кто любит светлые оттенки.
|
Васильково-ультрамариновый
|
Самый трансцендентный, духовный цвет созерцания космической
дали, устремляет в глубину, бесконечность, создает дистанцию, дает внутреннюю
уверенность, интерес к мировоззренческим вопросам. Это цвет веры и религии,
традиции, лояльности, честности и высшей гармонии, он создает чувство
очарования возвышенным.
|
Синий кажется растворенным в темноте, поэтому он тоже определяется через нее,
тоже гетерономно. Темно-синий передает ощущение спокойствия и расслабленности.
Он соответствует состоянию удовлетворения, довольства, защищенности (голубая
накидка богоматери) и самоограничения.
Эрнст Юнгер в своей книге "Lob der Vokale" трактует синий цвет с
еще более глубоким смыслом: "Синий - это цвет, выражающий ничто и
прекрасное одновременно".
Рудольф Штайнер в своей книге "Сущность цвета" пытается свести
действие желтого и синего цвета к одной формуле и говорит: "Синий -
поглощающий, втягивающий лучи в себя".
В медицине:
При синем цвете снижается мускульное напряжение и артериальное давление.
Дыхание замедляется становится менее глубоким. Увеличивается длительность
выдыхания. Пульс становится реже и ослабляется. Почти исчезает чувство боли.
Оказывает тормозящее действие, может порождать усталость или слабую угнетенность.
Уже более десятилетия подтверждают исследования В. Еггерта[6],
что люди, пораженные в результате внутреннего стресса сердечным инфарктом,
предпочитают в цветовом тесте сине-зеленый цвет (напряжение воли).
Синий - самый расслабляющий цвет. Оказывает седативный, успокаивающий эффект.
Оказывает болеутоляющее действие при невралгиях. Эффективен при воспалительных
процессах. Применяется при бессоннице и рассеивании навязчивых идей. Может быть
рекомендован лицам, страдающим недоверчивостью, беспокойством, положительно
сказывается на поведении экстравертов, стимулирует работу иммунной системы.
Эффективен для анестезии.
Синий - это цвет "густеющей ночи", дарующий отдых и покой зрению от
яркого солнечного света. Лечебное значение синих тонов очень велико.
Минералы синего цвета рекомендованы при ревматических заболеваниях, желтухе и
ожогах. Их используют при горячих болезнях печени, разнообразных воспалительных
процессах. При заболеваниях горла - охриплости, воспалении голосовых связок.
Синий камень - сапфир. Вот как описывает свойства сапфира
ученый и священнослужитель 11-12 века Марбодий: "Велико значение этого
камня и для женщин, и для мужчин: он дает силу усталому телу, восстанавливает
отягощеные члены... Он снимает с человека зависть и вероломство, он освобождает
человека от темницы. Тот, кто носит его, никогда не будет ничего бояться".
Этот "священный из священных камней", холодный и чистый, считается
камнем девственности. Он проясняет мысли, лечит кожные заболевания и даже
проказу. Лечебный эффект сапфира достаточно широк, он применяется при
ревматических болях, заболевании позвоночника, неврологических болях,
эпилепсии, истерии. Рекомендуется носить сапфир на шее в золотой оправе.[7]
В социологии:
По статистике, синий - самый любимый людьми цвет, что говорит о
его "авторитетности" среди других цветов.
Синий - любимый цвет многих думающих
людей.
Синий (стремление к покою) у высших слоев избирается на 8% чаще, чем у низших.
У девочек 7-8 лет на первом месте - синий.
Женщины предпочитают в основном синий. Синий цвет соответствует символическому женскому началу, матриархату.
Женщины предпочитают в основном синий. Синий цвет соответствует символическому женскому началу, матриархату.
В старшем возрасте большинство предпочитает пастельные тона. Чем старше
люди, тем больше им нравятся темные, приглушенные цветовые тона. Они чаще отдают
предпочтение синему (стремление к покою).
Во внешнем облике:
Синие тона идут к рыжеватым волосам.
Зеленоватая синева изысканно оттеняет их.
Цвет ночная синева - идеальный в качестве основы гардероба людей
зимнего типа, потому что к лицу этому типу и эффектно сочетается многими
цветами: трио красно-бело-зеленое; едко-розовое с хвойно-зеленым; классическое
красно-белое; темное и светлое лиловое с вкраплениями желтого; благородное
льдисто-розовое с темно-коричневым и серебряно-серым; свежее майски-зеленое со
смарагдовым; серебристо-серое с сильным желтым и вкраплением льдисто-розового.[8]
Приглушенный синий всегда хорош для летнего типа и идеальный цвет
в качестве основы гардероба. Это может быть джинсово-голубой, дымчатый темно-синий
или отсвечивающий красноватым сливово-синий. Каждый из этих оттенков синего
дает эффектные комбинации с цветом летней зари; с зеленым, белым и вкраплениями
красного; с серым, светло-розовым и коричневым; с розовым и зелено-голубым; с
джинсово-голубым, красным и белым; с ванильно-желтым и светло-голубым; с
темно-коричневым, лиловым и ванильно-желтым.
Синие нюансы зимнего типа могут распространяться в области холодного излучения
как в сторону светлых, "ледяных" тонов, так и в сторону темных, почти
черных. Макияж глаз, выполненный в выразительных синих тонах, идеально завершит
костюм зимнего типа с преобладанием ярко-синего цвета. Поскольку этот тип
переносит многие краски, разнообразная синева может удачно сочетаться
друг с другом, а также с остальными цветами зимней палитры. Для ресниц идеален черно-синий
либо сине-фиолетовый цвет туши.[9]
В рекламе:
Цвет - второй фирменный знак. Классические примеры отождествления фирмы и
цвета - синий IBM.
В музыке:
А. Скрябин хотел в замысле световой симфонии провести реальное "окрашивание
тональностей":
Н dur (мажор) - синий, бледный,
Fis-dur - синий.
Синий платочек
Синий, синий иней
Синий лен
Синий туман
Blue Bus Blues
Синий тролейбус
Синий май
Синие лебеди
Синяя вечность
Очень синяя борода
В живописи:
Кандинский отметил, что спокойный синий цвет близок к спокойному
кругу - речь идет о психологических
ассоциациях между отдельными компонентами внутри одного сенсорного материала.
По мнению Кандинского, синий - цвет покоя.
По В. В. Кандинскому, чем глубже синий цвет, тем больше он зовет
человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к
сверхчувственному. Синий - типично небесный цвет. С большим проникновением
он развивает элемент покоя. склонясь к черному, он приобретает примесь
нечеловеческой печали. он как бесконечное углубление в серьезное, где нет и не
может быть конца".[10]
В литературе:
Шеллинг в своей "Философии искусств" использовал символизм синего
цвета, сказав, что "молчание - это истинное состояние безмятежного
моря".
Дороже всех красок для Бунина - синяя. У него даже молоко голубое,
даже вороны синие. И сколько разнообразных оттенков: мраморно-синеватый, знойно-голубой
и т. д.
Синий цвет несет что-то темное, представляет из себя волнующее ничто.
Как много звезд на тусклой синеве!
Весь небосклон в их траурном уборе.
Однако для Бунина именно в этой краске сильнее, чем в любой другой, светились
для него любовь и радость бытия. Он посвящал ей восторженные строки.
И вновь, и вновь над вшей головой.
Меж облаков и синей тьмы древесной,
Нальется эдемской синевой
Блаженной, чистою, небесной...
"Синий" в значении "черный" употребляется лишь
индивидуально, у писателей, широко использующих цветопись. Однажды Бунин
увидел, как синяя зарница делает черноту ночи вороненой, как у черноты
возникает синий отлив.
Синяя зарница освещает...
Вороненую черноту ночи.
Синий ворон от падали
Алый клюв поднимал и глядел,
А другие косились и падали,
А кустарник шумел, шелестел.
У Бунина встречается и индиговый цвет.
Вдоль этих плоских знойных берегов
Лежат пески, торчат кусты дзарига.
И моря пышноцветное индиго
Равниною глядит из-за песков.
Фонетическая рифма акцентирует тропическую темную синеву моря, это
"пышноцветное индиго" и без того интенсивное.
А Бог был ясен, радостен и прост:
Он в ветре был, в моей душе бездомной -
И содрогался синим блеском звезд
В лазури неба, чистой и огромной.
Синий цвет - цвет небес, божественной любви и истины.
- Александр Куприн. Синяя звезда
"...В эти дни, глядя вместе с женихом на танцующие пары, Эрна как-то
сказала ему:
- Мой любимый! Ради тебя я хотела бы быть похожей хоть на самую
некрасивую из женщин Эрнотерры.
- Да избавит тебя бог от этого несчастья, о моя синяя звезда! -
испуганно возразил Шарль. - Ты прекрасна!
- Нет, - печально возразила Эрна, - не утешай меня, дорогой мой. Я знаю
все свои недостатки. У меня слишком длинные ноги, слишком маленькие ступни и
руки, слишком высокая талия, череcчур большие глаза противного синего, а не
чудесного желтого цвета, а губы, вместо того чтобы быть плоскими и узкими,
изогнуты наподобие лука.
Но Шарль целовал без конца ее белые руки с голубыми жилками и длинными
пальцами и говорил ей тысячи изысканных комплиментов, а глядя на танцующих
эрнотерранов хохотал как безумный..."
- Курт Воннегут. Синяя борода
"...Стучу на машинке, только что вернувшись с прогулки у бассейна, где я
спросил Селесту с приятелями, которые вечно толкутся у этого излюбленного
подростками спортивного сооружения, слышали ли они про Синюю Бороду? Я
собирался упомянуть про Синюю Бороду в своей книге. И хотел выяснить, надо
ли объяснять юным читателям, кто такой Синяя Борода.
Никто не знал. Раз уж зашел разговор, я заодно спросил, знакомы ли им
имена Джексона Поллока, Марка Ротко, Терри Китчена, а также Трумена Капоте,
Нельсона Олгрена, Ирвина Шоу и Джеймса Джойса, которые вошли не только в
историю искусства и литературы, но и в историю Хемптона. Никого они не
знают. Это к вопросу о бессмертии через служение музам.
Значит, так: Синяя Борода - персонаж старинной детской сказки, и за
ним, возможно, стоит история жившего когда-то человека из знатного рода,
жуткого типа. В сказке он все время женится. Женившись в очередной раз,
приводит новую молоденькую жену, совсем еще девочку, в свой замок. Говорит,
что она может входить во все комнаты, кроме одной, и показывает ей запертую
дверь.
Синяя Борода то ли плохой, то ли, скорее, великий психолог - каждая
новая жена только о том и думает, что же там такое, в этой комнате. И
пытается заглянуть туда, решив, что мужа нет дома, но он тут как тут..."
"...Семь комнат были полны сверкания и блеска; от самого пола до потолочных
балок громоздились на полках бочонки, кувшины, бутыли, вазы из красного,
розового, желтого, фиолетового и черного стекла. Бек разбивал сосуды один
за другим, убирал с дороги раз навсегда, чтобы ему не пришлось их
перебирать и пересматривать заново.
Он покончил с одной комнатой и сейчас стоял, готовый вторгнуться в
следующую. Сделать это он почти боялся. Боялся, что на этот раз наконец
найдет Синюю Бутылку, что поиски закончатся и из его жизни уйдет смысл.
Лишь после того, как десять лет назад он всю дорогу от Венеры к Юпитеру
слушал рассказы одержимых страстью к путешествиям о Синей Бутылке, в жизни
у него появилась цель. Лихорадка зажгла его, и с той поры он пылал.
Подступись к делу правильно - и надежда найти Бутылку наполнит содержанием
всю твою жизнь. Впереди у тебя лет тридцать, не меньше, если только ты не
будешь, разыскивая Бутылку, лезть из кожи и не признаешься даже себе, что
вовсе не Бутылка тебе нужна, а сами поиски, азарт охоты, пыль, города и
бесконечный путь..."
- Александр Степанович Грин. Синий каскад Теллури
"...Кабинет Гледа рассыпался: Рег видел тусклые, желтые холмы в кайме
черных скал кварца; пятнами серо-зеленого мха пестрили их углубления и
расщелины; фиолетовая поросль мелких цветов пустыни взбегала из низин на эти
голые возвышения, теряясь бесчисленными оттенками в сухом желтом блеске;
холмы напоминали золотые шары, брошенные в складки цветного бархата; там,
где фиолетовые ковры окружали скалы, кривились серые стволы неизвестных
деревьев с горизонтально вытянутыми огромными листьями; в совершенной тишине
воздуха листья, казалось, стремительно и напряженно рвались к далекому
горизонту, притягиваемые неизвестной силой, придавая пейзажу выражение
окаменевшего в зените своем усилия. Стальной цвет неба носил тревожный
оттенок бурной погоды; запах нагретой земли мешался с запахом хрупких
водянистых стеблей и венчиков, полных дремоты. Из выпуклой горбины скалы,
сиявшей тенистой холодной трещиной, лился широкий поток воды совершенно
синего цвета, русло его блестело сквозь влагу голубоватыми камнями; вода
уходила в природный, неправильный водоем, где тень выступивших к середине
краев почвы делала синеву черной, подобно жидкой смоле в голубом свете.
Все это было чуждо земле, приближая воображение к пейзажам иной
планеты. Глед смолк. Рег с сожалением покачал головой..."
- Морис Метерлинк. Синяя птица
"...Мать Тиль. Да, да, я помню: она все мечтает о птице Тильтиля... Ну, таккак же, Тильтиль, подаришь ты ее бедной девочке?.. Тильтиль. Что мне ей подарить, мама?.. Мать Тиль. Птицу... Ведь она тебе не нужна... Ты на нее и не смотришь... А девочка прямо жить без нее не может!.. Тильтиль. Верно, верно, у меня есть птица... Где же она?.. А, вот и клетка!.. Митиль, смотри: вон клетка!.. Это та, которую носил Хлеб... Да, да, та самая, но в ней только одна птица... А другую он съел, что ли?.. Постой, постой!.. Да ведь она синяя!.. Да ведь это моя горлица!.. Да ведь, когда я уходил, она была не такая синяя!.. Да ведь это же и есть та Синяя Птица, которую мы искали!.. Мы за ней этакую даль ходили, а она, оказывается, здесь!.. Вот это я понимаю!.. Митиль, ты видишь птицу?.. То-то бы Душа Света обрадовалась!.. Я сейчас сниму клетку... (Залезает на стул, снимает клетку и передает Соседке) Вот, пожалуйста, госпожа Берленго... Со временем она станет совсем-совсем синяя, вот увидите... Отнесите ее скорей вашей внучке... Соседка. Нет, правда?.. Ты мне ее отдаешь? Даром отдаешь?.. Господи, вот радость-то для моей внучки!.. Дай, я тебя поцелую!.. (Целует Тильтиля.) Бегу!.. Бегу!.. Тильтиль. Да, да, идите скорей!.. А то некоторые птицы меняют окраску..."
The Blue Bird (1918)
The Blue Bird (1976)
В кино:
The Blue Umbrella (2013)
Bluebeard (1972)
The Blue Dahlia (1946)
The Deep Blue Sea (2011)
The Boy in Blue (1986)
Bluebeard's Eighth Wife (1938)
В дизайне интерьера:
Оптимальное цветовое настроение для любого помещения
Цвета
|
Психически
|
Оптически
|
Оптимально
|
Самое общее
|
Индиго-синие
|
Успокаивающие, серьезные, дистанцирующие.
|
Уменьшают, помещение кажется ниже.
|
Для рабочей комнаты, спальни.
|
Хорошо для помещений, в которых ищут
покоя и сосредоточенности.
|
Сине-фиолетовые
|
Серьезные, торжественные. Расслабляет
психику. Поэты называют его "цветом печали"
|
Сужают помещение.
|
Для элегантных праздничных и представительных
помещений.
|
Для необычны, элегантны, дорогих интерьеров.
|
Цветовые
предпочтения у детей
Возраст
|
Цветовые предпочтения у детей разного возраста по данным
|
|
Циммерманна
|
Райха
|
|
9-10 лет
|
Зеленый, желтый, оранжевый, красный, пурпурный, синий
|
Оранжевый, желтый, желто-зеленый
|
До 14 лет
|
Зеленый, желтый, оттенки синего
|
Оттенки синего
|
Приведенные в таблице данные о характере цветового предпочтения и об изменении
последнего с возрастом имеют большое значение, так как дают архитекторам
возможность правильно выбирать цвета при проектировании школьного интерьера и
реконструкции школьных зданий. Симпатии детей к различным цветам в разном
возрасте подсказывают применение цветовых гамм в помещениях для разных
возрастных групп. Вполне логично введение в интерьер для среднего и старшего
холодных и сложных оттенков синего.
Темный сине-зеленый приобретает жесткость и тяжесть упрямого своенравия,
внезапной изоляции и закоренелой гордости. На заводах сумеречной сине-зеленый
используется для несущих стальных конструкций, особенно, если опоры находятся
перед стеной из светло-серого бетона или силикатного кирпича или перед стеной
из красноватого кирпича.
В целом, для офисных помещений
подходят теплые и холодные цвета преимущественно светлых нюансов, индиго-синие
тона. Для элегантных праздничных и представительских помещений подходят сине-фиолетовые
нюансы.
По фэн-шуй, наиболее удачные
сочетания цветов содержат следующие элементы:
· Вода, дерево, огонь (синий или
черный, зеленый и красный);
· Земля, металл, вода (желтый или
коричневый, белый, серебряный или золотой и синий или черный);
· Металл, вода, дерево (белый,
серебряный или золотой, синий или черный и зеленый).
Согласно фэн-шуй, цвета соответствуют
странам света:
· Восток - черный или синий,
зеленый и красный или зеленый, красный и белый или золотой;
· Запад - белый или золотой, черный или
синий и желтый или желтый, белый или золотой и красный.[11]
Сотрудники Центрального научно-исследовательского института промышленных
зданий и сооружений при разработке предложения по унификации опознавательной
окраски трубопроводов в свое время предложили все вещества, транспортируемые по
внутрицехвым трубопроводам, условно разделить на десять основных групп, и за
каждого из них закрепить определенный цвет. Например, вода - синий.
Кроме основных цветов, позволяющих быстро распознать группу, к которой
относится содержимое трубопроводов, сотрудники ЦНИИ промышленных зданий
предлагают два метода дополнительной характеристики: цветные кольца и цифровые
или буквенные обозначения. Если надпись на синем фоне, то ее выполняют
белой краской.
[1]
Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов. - Екатеринбург,
"Урал-Советы" ("Весть"), 1994. -С. 623.
[2]
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник:
ок. 11 000 синоним. рядов. - 7-е изд., стер. -М.: Русский язык, 1993. -С. 329.
[3]
Набоков В. Собрание сочинений в четырех томах. -М.: Правда, 1990. Том 4. -С.
146-147.
[4]
Журавлев А. П. Звук и смысл. -М.: Просвещение, 1991. –С. 101-125.
[5]
Люшер М. Цвет вашего характера / Пер. с англ. Емельянов Ю. В. -М.: РИПОЛ
КЛАССИК, Вече, 1997. -С. 24, 60-64.
[6]
Еггерт В. Диагностика функциональных синдромов с помощью цветового теста
Люшера. Материа Медика. Нордмарк, 1965, № 54.
[7]
Шушнова Л. А. Лечебная радуга камня (каменная цветотерапия). 1998. // http://www.rubtsovsk.ru/history/regsci01/008.htm
[8]
Бушер Х. Какой цвет вам к лицу. –М.: Кристина и К, 1997. -С. 54, 62, 72.
[9]
Ватерман Г., Цигель Ф. Ваш неповторимый стиль. –М.: Кристина и К, 1997. -С. 64.
[10]
Кандинский В. В. О духовном в искусстве. –М., 1992. –С. 74-78.
[11] Вебстер Р. Фэн-шуй для рабочего места. -СПб:
Тимошка, 1999. –С. 58-59.
Семира и В.Веташ Астрология и мифология — СПб: Атон, 1998.—C. 1072 // http://lib100.com/book/astrology/astrology_mythology/_%D1%E5%EC%E8%F0%E0,%20%C2%E5%F2%E0%F8%20%C2.,%20%C0%F1%F2%F0%EE%EB%EE%E3%E8%FF%20%E8%20%EC%E8%F4%EE%EB%EE%E3%E8%FF.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий