понедельник, 19 августа 2013 г.

Желтый - "цвет дурака и сумасшедшего"?


Самый умный клоун на свете - Вячеслав Полунин. Он назвал желтый цветом "дурака и сумасшедшего". И не просто назвал. А созвал Всемирный конгресс дураков, где желтый - основной цвет конгресса. Так что же это за цвет такой?
Основная характеристика: хроматический, третий цвет спектра, теплый, основной.


В лингвистике:


Прилагательное "желтый "известно с древнейших времен. оно употребительно для названия цвета одежды, тканей, цвета драгоценных камней, цвета растений, а также в описаниях человеческой внешности и т. д.

В толковом словаре Ожегова С. И. приводится такое толкование слова "желтый": "ЖЕЛТЫЙ, -ая, -ое; желт, желта, желто... 1. Цвета песка, золота. Желтая краска. Желтая раса (устарелое название монголоидной расы). Желтая лихорадка (острозаразная болезнь тропических стран). 2. перен. Соглашательский, реформистский, предающий интересы рабочего класса. Желтые профсоюзы. Желтая пресса (также о бульварно-сенсационной буржуазной прессе)".[1]

Что касается синонимов цветообозначения "желтый" то, по мнению автора "Словаря синонимов русского языка", синонимами являются золотой, золотистый, лимонный, канареечный, шафранный, шафрановый, соломенного цвета.[2]

Буква
Характеристика
Цвет
Б
Исторически: форма буквы происходит от финикийского знака "бет" - "дом". Один из вариантов начертания этого знака использован для славянского "буки" - "буква" (слово, происходящее от названия дерева бук, которое служило для изготовления бумаги).
Лингвистически: самый сильный из губных звуков, звонкий, взрывной, по месту образования родственный гласному у. В звуке б напор воздуха наталкивается на сопротивление губ и преодолевает его.
Психологически: объем и давление, полнота и упорство, переполнение потенциала. Внутренняя энергия, накопившись (бомба, бутон), уверенно вырывается наружу, овладевая внешним пространством (свобода, брать). Б - большой и здоровый, стремящийся к обладанию благом в напоре борьбы. Это буйство жизни (биос), богатство бытия и материальное воплощение, которое приносит и страдание (беда, боль).
"Б" - буйство и победа бытия,
Упорный бой богатства и беды.
Оно само - потенциал себя:
Бутон, потом - цветущие сады.[3]
По pодству с у звук б окpашивается плотным желто-зеленым цветом живой pастительности и матеpиальной полноты.

Владимир Набоков в своем романе "Другие берега" составил свою цветную латинскую и русскую азбуку," желтую группу с оранжеватым Ё, охряным Е, палевым Д, свтлопалевым И, золотистым У и латуневым Ю".[4]

Как выяснил А. П. Журавлев, русские звукобуквы могут обозначать различные цвета[5]. Вот звукоцветовые соответствия гласных о - светло-желтый или белый, ё - желто-зеленый. Эта интересная особенность звуков проявляется в поэзии.

И гул идет

Под стук колес в лесу зеленом;

Берез веселых хоровод,

Шумя, встречая нас поклоном.

В этом отрывке из стихотворения И. А. Бунина доминирует желто-зеленый Е и светло-желтый или белый О. Это мы узнали, подсчитав количество гласных, удваивая ударные при счете.

Стихотворение "Пускай меня простит Винсент Ван Гог" написано А. Тарковским под впечатлением от знаменитой картины Ван Гога "Звезда и кипарис" (или "Дорога в Прованс"). Оно заканчивается так:

Стою себе, а надо мной навис

Закрученный, как пламя, кипарис.

Лимонный крон и темно-голубое, -

Без них не стал бы я самим собою;

Унизил бы я собственную речь,

Когда б чужую ношу сбросил с плеч.

А эта грусть ангела, с какою

Он свой мазок роднит с моей строкою,

Ведет и вас через его зрачок

Туда, где дышит звездами Ван Гог.

В третьей строчке поэт определил основной колорит картины Ван Гога: ярко лимонно-желтый цвет причудливых небесных светил, желтые хлеба в поле и густой темно-голубой тон неба. Среди гласных в отрывке стихотворения доминируют О и У - это желтый и темно-синий. Это еще одно подтверждение взаимопроиникновения, взаимоотражения произведений искусства.

В родственном санскриту языке Pali имеется слово для обозначения светло-желтого цвета, но нет слова для обозначения темно-желтого.


В мифологии:


В Китае желтый - цвет счастья, императора.
В своей книге "Цвета видимые и невидимые" Полет и Морис Дерибере пишут о том, что китайцы разработали энергетическую теорию человека, основываясь на наблюдениях за природой. Они установили следующие соответствия: желудок - заботы - желтый.

Японцы наделяют цвета значениями особенно утонченными, превосходящими то, что человек в состоянии описать. Синтоиские школы открывают своим посвященным следующие соответствие - желтый (Ки) - Центр - Нао-Хи (лучи солнца) - создатель, единство.

В Египте женщин писали бледно-желтыми.[6]

Греки в древности употребляли только 4 краски: желтую, черную, белую и красную. Древние греки считали, что краски обозначают темперамент, например, желтый - холерик.

В Испании в конце XV века желтый символизировал недоверие, измену.

Во многих странах евреи должны были носить желтые одежды, потому что они предали своего Господа. Во Франции марали желтым цветом двери изменников. В иконографии одежда Иуды также желтого цвета.

Символизм - важная характеристика западноевропейской культуры. Каждый цвет в одежде имел свое назначение, например, желтый - как цвет враждебности. Информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру.

Символическое значение цветов, виденных во сне у русских крестьян таково: желтый - слава, роскошь, непостоянство; блеклый, желтый - старость.[7]

В сборнике пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем по всей России в середине XIX века, можно найти пословицы и поговорки о цвете, которые говорят о восприятии цвета русским народом той эпохи. Приведем некоторые из них: желт, как инбирь; желтей желта золота; казенная краска (трехцветная или серая, желтая, как заборы красят); желтым-желтехонек и пр.[8]


В геральдике:


Золотой в геральдике - цвет богатства, справедливости и великодушия.




В космологии:


Цветам также даны числовые характеристики. Следующий список включает девять основных чисел, используемых в нумерологии, а именно: 2- желтый.

Лимонный цвет (переход от зеленого к красному) соответствия планете Юпитер.

Образ желто-зеленого (салатного) цвета хорошо описывает природный характер Тельца и его покровительницы - Венеры, а также свойства II-го дома.

Броский характер желтого цвета ярче всего проявлен в психотипе контактного знака Близнецов, планете Меркурий и III доме - сфере близких и открытых контактов.

Тонкая умеренность светло-лимонный (стронциановый) цвета проявленна в дипломатичном характере знака Весов и планетоида Хирон (или в теоретическом управителе знака Весов - планете Вулкан), а также в ориентирующемся на внешнюю дополнительность VII-ом доме.

Соответствие знаков Зодиака и цветов группы "желтые":

*                   Овен - золотисто-желтый,

*                   Телец - лимонный,

*                   Близнецы - желто-оранжевый,

*                   Лев - желто-коричневый, золотой,

*                   Дева - бежевый,

*                   Скорпион - желтый,

*                   Козерог - бледно-желтый.


В религии:


Цвета несли космическую функцию и представляли божества в различных космогониях: у индейцев (майя, ацтеков, инков и др.) желтый и белый цвета ассоциируются с Югом, - в соответствии с эпохами мироздания.

Желтый был цветом явленного людям Небесного света и религиозного учения, проповедуемого в храмах.

Перуна - славянского Бога Грозы, Бога грома и молнии славяне-язычники представляли немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Рыжая борода - непременная черта Бога Грозы у самых разных народов. В частности, рыжебородым считали своего Громовержца (Тора) скандинавы, соседи и родственники славян по индоевропейской семье народов. Волосы Бога Грозы уподоблялись грозовой туче - черно-серебряные. недаром изваяние Перуна, стоявшее некогда в Киеве, описано в летописи так: "Голова серебряна, ус злат".

Тусклый желтый - деградация, ревность, предательство. Эти представления о цвете были перенесены на блик отдельных  библейских героев. В изобразительном искусстве иконография закрепляет за отдельными персонажами Нового Завета определенные тона одежд. Иуда предстает перед нами в темно-желтых одеяниях.

Иконописная мистика - это солнечная мистика. Золото полуденного солнца играет главную роль. Все прочие краски находятся по отношению в некотором подчинении. Это одновременно и цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, в которой пребывают святые, это свет нетварный, не знающий дихотомии “свет – тьма”.Этот божественный цвет носит название "ассист", который никогда не имеет вида сплошного массивного золота. Это эфирная воздушная паутинка тонких золотых лучей, исходящих от божества и блистанием своим озаряющих все окружающее. Золото – символ Небесного Иерусалима, о котором в книге откровений Иоанна Богослова сказано, что его улицы “чистое золото и прозрачное стекло” (откр. 21,21). Золото как самый драгоценный материал на земле служит выражением наиболее ценного в мире духа. Золотой фон, нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя и золотой ассист на одеждах Богородицы и ангелов – все это служит выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей.
Золото – дорогой материал, поэтому заменялось семантически близкими цветами – красным, зеленым, желтым (охра). Охра, желтый фон – наиболее близкий по спектру к золотому, является просто заменой золоту, как напоминание о нем. Так как желтый вызывает чувство простора, изменения и развития, освобождения и облегчения, то он считается также цветом озарения и освобождения. В соответствии с этим ореол Христа - спасителя желтый.

Также и буддийские монахи носят оранжево-желтые одеяния.
В XVII веке меняется понимание символа золота: из трансцендентного символа оно становится сугубо декоративным элементом.[9]

В физике:


Длина волны желтого цвета составляет 570...580 нм; среднего желтого -  580 нм; желто-оранжевого - 580...590 нм. Желтый - основной цвет аддитивного синтеза.


В психологии:


Желтый - цвет положительной стороны, по мнению Гете. Он вызывает бодрое, живое, деятельное настроение. Желтый "цвет ближе всех к дневному свету. В своей наивысшей чистоте он передает природу светлого и обладает свойством быть радостным, бодрым, приятно возбуждающим. Известно из опыта, что желтый производит впечатление тепла и уюта. Этот согревающий эффект лучше всего ощущается, когда смотришь на природу через желтое стекло, особенно в серый зимний день. Глаз радуется, сердце наполняется, настроение улучшается, кажется, что тебя обвевает непосредственное тепло". Желтый отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью, производит исключительно теплое и приятное впечатление.

Желтый способен различить ребенок с четырехмесячного возраста. Желтый - первый цвет, который ребенок в два года постепенно научается правильно называть.

Желтый связан с оптической верой в эффективность работы и со способностью испытывать удовольствие от действий, а также с потребностью в поиске нового и интересного; обеспечивает спонтанное удовлетворение от действий, умение мысленно переноситься в будущее, надежды на результативность труда и ожидание новых, интересных дел, которыми он займется по окончании этой работы.

Желтый, самый светлый цвет, кажется растворенным в яркости.

Желтый цвет вызывает у всех ощущение открытости, легкости, радости, широты. Он обладает освобождающим, раскрепощающим воздействием. поэтому он соответствует чувству свободы и самовыражения. Рудольф Штайнерв книге "Сущность цвета" пытается свести действие желтого и синего цвета к одной формуле и говорит, что желтый - излучающий, синий - поглощающий, втягивающий лучи в себя.

Цветовые типы поведения

Люшеровский желтый (светло-желтый цвет)
Элемент
Нормальное самовосприятие
Темперамент
Самоощущение
Поведение по отношению к окружающему миру
Вид поведения
Воздух
Свобода, независимое саморазвитие
(самовыражение) "Ганс в счастье" - счастливчик
Социальная норма - искренность
Сангвиник
Веселое, радостное
Роль-защита - страх перед простором и утратой.
Роль-идол - стремление к свободе.
Общительное отзывчивое

У того, кто выбирал на первом месте желтый (желто-зеленый) цвет присущи контактность, тяга к новому, к переменам и смене впечатлений в надежде на новые и лучшие возможности, подвижность воздуха в сочетании с конкретностью и практичностью земли. беременные, которых тренируют по Риду на "безбоязненные" роды, по статистическим данным, предпочитают желтый цвет. Они нуждаются в напряжении ожидания и раздражителе надежды, чтобы не погрузиться в состояние разочарованного, депрессивного расслабления. предпочтение желтого цвета наблюдается у людей, которые из-за отсутствия жилья или неудовлетворяющих их домашних условий отправляются в дальние путешествия, гонимые тоской по дальним странам. увлекающиеся полетами люди, которые охотно отрываются от окружающей реальности, также предпочитают желтый цвет. От напряжений (зеленый) и неумолимой последовательности реальной жизни некоторые скрываются в мир идеологических представлений (желтый). При обследовании 200 хронических алкоголиков оказалось, что желтый является наиболее решительно отвергаемым цветом, в то время как фиолетовому отдается предпочтение (Буш).

По мнению Люшера, представление о желтом непроизвольно связывается с солнцем, каким его рисуют дети, хотя в природе солнце редко бывает желтым. Янтарный медово-желтый означает потребность в счастье, полном наслаждении, нежно-ласковом пребывании. Светло-лимонный или стронциановый - контроль за своим поведением, безконфликтность, критический острый интеллект. Золотой выражает чувство лучезарного счастья. Ярко-желтый (оранжево-желтый) передает атмосферу, которая часто изображалась на старых картинах голландских мастеров с пышными кутящими девицами и солдатами. Расковывает, настраивает на контакт, раскрытие, взаимодействие, интенсивный поиск и живость.

По мнению Люшера, желтый цвет означает самопроизвольность, непосредственность. Он олицетворяет интерес к окружающему миру, активность, прожектерство, экспансивность, целеустремленность, любознательность. Его психологические проявления: непостоянство, оптимизм, оригинальность характера, веселая натура.

Желтый - самый яркий цвет в тесте М. Люшера и воспринимается как источник света и бодрости. Желтый предполагает и обещает. Желтый цвет отражает неограниченную экспансивность, освобождение от пут, разрядку. Желтый цвет - это расслабление и расширение.

Символически, желтый - это солнечное тепло, вызывающее радость, ореол вокруг Священного Грааля, бодрость духа и счастья. Он острый на вкус, его эмоциональное содержание - оптимистическая изменчивость, его органами являются симпатическая и парасимпатическая нервные системы. "Желтая" активность носит неопределенный характер и лишена четкой структуры и цельности. "Желтый" человек может быть неистощимым источником энергии, но эта энергия извергается импульсами. Желтый цвет - это движение вперед, к новому, современному, развивающемуся и неформальному. Желтый хочет достичь высокого положения и признания других людей. желтый никогда не бывает в покое, постоянно стремясь вперед, движимый своей амбицией. Желтый - это изменчивость, расслабление.  Отторгнутый желтый цвет означает "попытку защитить себя от одиночества и дальнейшего разочарования".[10]

По результатам исследований, по тесту Люшера психологическая характеристика тех, у кого цвет предпочтения желтый (желто-зеленый) такова: им присущи контактность, тяга к новому, к переменам и смене впечатлений в надежде на новые и лучшие возможности, подвижность воздуха в сочетании с конкретностью и практичностью земли. Беременные, которых тренируют по Риду на "безбоязненные" роды, по статистическим данным, предпочитают желтый цвет. Они нуждаются в напряжении ожидания и раздражителе надежды, чтобы не погрузиться в состояние разочарованного, депрессивного расслабления.

Предпочтение желтого цвета наблюдается у людей, которые из-за отсутствия жилья или неудовлетворяющих их домашних условий отправляются в дальние путешествия, гонимые тоской по дальним странам. Увлекающиеся полетами люди, которые охотно отрываются от окружающей реальности, также предпочитают желтый цвет. От напряжений (зеленый) и неумолимой последовательности реальной жизни некоторые скрываются в мир идеологических представлений (желтый). При обследовании 200 хронических алкоголиков оказалось, что желтый является наиболее решительно отвергаемым цветом, в то время как фиолетовому отдается предпочтение.

Желтый - это основной цвет, он соответствует основной потребности свободно развиваться. Желтый предпочитается людьми, которые ищут измененных, освобождающих отношений, и, подгоняемые жаждой странствий, отправляются в дальние путешествия. Желтый цвет предпочитают также часто те, кого восхищают полеты, те, кто охотно отрывается от реальной почвы. Желтый - растворение, изменение, освобождение, пространственный простор. По времени желтый указывает на будущее. Это эксцентрическая разрядка и изменение. Означает психическую потребность раскрыться.

Самый открытый, юный, веселый и легкий цвет, устремленный к новому и современному. Он общительный и беспокойный, быстрый и эксцентричный, разрушающий ограничения, вырывающийся из любой формы, сокращающий расстояния и приближающий предметы: будучи окрашены в него, объекты хорошо отражают свет и включают наше внимание. Желтый цвет можно сопоставить разлетающейся в стороны, но самоуверенной форме шестиконечной звезды. Сильно опороченный цвет, который на самом деле заслуживает высшей оценки, но только как сильный, полный цвет. Оранжевый имеет склонность к интеллекту, тогда как желтый показывает интеллектуальность. Это цвет солнца и восточные мистики пользуются им, чтобы распознать зло подобно тому, как солнечные лучи рассеивают тьму. В более практическом смысле желтый означает научный ум, преодолевающий невежество. Желтый означает также артистичность. В качестве вашего цвета желтый дает мудрость и делает творческой личностью, но в какой степени - это вопрос. Многие люди допускают, что желтый, который взывает к ним, - не золотой оттенок, а более бледный, более светлый тон. С таким желтым мудрость ограничена осторожностью. Это указывает на застенчивую натуру, склонную к принятию желаемого за действительное, слишком робкую, чтобы принять риск, который приведет к успеху. Это интересные, активные и стимулирующие других личности. Они полны жизненных сил. Интеллигентны, общительны, любопытны, смелы и легко приспосабливаются.

Желтый - цвет непостоянства, ревности, чувства вины, предательства, интуиции, способности к обновлению, живости, молодости, отваги, нестабильности, тщетности, тяги к превосходству, слепого стремления к власти.

Цвет
Воздействие цветов блока "желтого"
Яркий желтый
Указывает на человека, который воспользуется случаем с уверенностью и победой. Означает застенчивость, нерешительность. Эти люди имеют склон6ность к комплексу неполноценности.
Светло-лимонный или стронциановый
Самый утонченный, нежный и неуверенный цвет, стремящийся слиться с белым, который уравновешивает все цвета. В нем есть некоторая искусственность, пикантность, расслабленность и несамостоятельность. При этом ему свойственна также светоносность, осторожность и привлекательность. Он настраивает на эстетическое восприятие и симпатию, утешает. Этот оттенок желтого менее интенсивен, чем ярко-желтый цвет близнецов, более статичен, скромен и гармоничен. Он ориентирует на мягкий контакт, но вызывает также ощущение ненадежности и затаенной хитрости, измены и зависимости от внешних обстоятельств. Этот цвет имеет форму удлиненного шестиугольника (с вогнутыми сторонами), он хорошо отражает свет, при этом несколько смягчая его интенсивность.
Золотой
Означает здоровье и хорошее самочувствие. У этих людей от природы прекрасные умственные способности. они доверчивы, легко учатся, счастливы, дружелюбны и готовы помочь.
Тусклый желтый
Отмечает эгоистичную личность, слишком занимающуюся самоанализом, чтобы наилучшим образом воспользоваться возможностями.

 


В медицине:

Желтый (желто-зеленый) цвет оказывает более нежное, по сравнению с оранжевым, действие на пульс и дыхание. Бодрое, веселящее возбуждение. Наиболее благоприятен для большей скорости зрительного восприятия, устойчивости ясного видения и остроты зрения. Стимулирует деятельность мозга и вызывает интеллектуальный интерес к миру.

Желтый (желто-зеленый) - цвет интеллекта, цвет жизненных сил. Повышает творческие способности, способствует лучшей концентрации, делает мудрее. Полезен при жизненных разочарованиях, межличностной напряженности. Ключевой для нервной системы. Цвет организации нервной клетки. Стимулирует работу кровеносной, лимфатической системы. Воздействует на пищеварительную систему. Желтый  цвет оказывает более нежное, по сравнению с оранжевым, действие на пульс и дыхание. Бодрое, веселящее возбуждение. Наиболее благоприятен для большей скорости зрительного восприятия, устойчивости ясного видения и остроты зрения. Стимулирует деятельность мозга и вызывает интеллектуальный интерес к миру.

...Нас от недугов золото целит,
Поскольку цвет шафрана в нем разлит.

Амир Хосров Дехлеви

Желтый цвет считается божественным, золотым и воспринимается как "застывший солнечный цвет". Желтый цвет - тонизирующий, действие его на наш организм, на нашу физиологию оптимальное, он не утомляет, оказывает стимулирующее влияние на зрение и нервную систему. Желтый цвет оказывает целостное воздействие на весь организм - он лечит ум и тело. Уже высшем духовном плане желтый символизирует и дает живое ощущение истины, бытия, высокого творческого потенциала и вдохновения. В лечебном плане желтый цвет оказывает очищающее воздействие на весь организм, лечит целый ряд кожных заболеваний. Очень эффективно лечение желтым цветом органов брюшной полости: он стимулирует печень, оказывает благотворное влияние на кишечник.

Желтый воздействует на все наши мыслительные процессы, помогает при нервном истощении, возбуждает аппетит, лечит бессонницу. Яркий букет целебных желтых камней представляют прежде всего самородная сера в кристаллах, берилл, желтый топаз и, конечно, янтарь. 
 О лечебных свойствах янтаря уже знали в глубокой древности, литовцы называли его "гинтарс", что означает "защита от болезней". В кусочке янтаря заключена великая сила Солнца и качество Венеры. Надетый близко к шее, он дает энергетический импульс сонным артериям, очищает весь организм от шлаков. Янтарь дает своему владельцу импульс творчества, укрепляет физические силы, веру, поддерживает оптимизм и бодрость.[11]

 Лимонный цвет влияет на все хронические патологии, способствует очистке дыхательных путей, вызывая кашель, влияет на формирование костей и зубов, стимулирует пищеварительную систему, важен для иммунитета, ведает фактором роста, влияет на скорость сокращения мышц, оказывает влияние на стрессовые ситуации.

В современной косметологии разработана австрийской компанией SOFRI система цветовой космоцветики, куда входят серии семи цветов, которые могут комбинироваться индивидуально для каждого клиентов зависимости от состояния кожи и сопутствующих проблем. Желтый - повышает иммунитет, обладает антисептическим и противовоспалительным действием.


В социологии:


Почти все дети любят красное и желтое. В старшем возрасте большинство предпочитает пастельные тона. Чем старше люди, тем больше им нравятся темные, приглушенные цветовые тона. Они чаще отвергают, прежде всего, желтый (озабоченность).

Гете утверждал, что у образованных людей есть некоторое отвращение к цветам - женщины предпочитают белое, мужчины - желтое. Дикари, некультурные народы, по его мнению, имеют большую склонность у цвету в его высшей яркости - желтый и красный. У них есть склонность к пестрому, когда краски сочетаются без гармонического равновесия.

Статистические данные показывают, что 31% нижних слоев населения, как и дошкольники, предпочитают фиолетовый и желтый (внушаемость и готовность к возбуждениям), т. е. ставят их на первое место, в то время как среди высших слоев фиолетовый и желтый ставят на первое место только 17%.

В Бразилии желтый - символ отчаянья, а в сочетании с фиолетовым - болезни. Для мусульман Сирии - символ смерти. В Китае наиболее популярен после красного, являясь символом империи, большинства праздников и тайных обрядов. В Индии - цвет солнца. Символизирует великолепие и сияние. В России - цвет разлуки и измены.

Во внешнем облике:


Желтые нюансы весеннего типа людей - мягкие, приветливые и радостные. Они прекрасно гармонируют с золотистым колоритом волос и цветом лица весеннего типа людей, которым противопоказаны тяжелые, красноватые желтые нюансы, а также и лимонные, холодные тона желтого.

Нежные, светлые верблюжьи тона украшают людей весеннего типа. Верблюжий во всех своих оттенках, в слегка зеленоватом нюансе, в золотом или светло-коричневом - идеально подходит в качестве основы вашего гардероба. Он комбинируется с такими цветами: серо-голубой и фиолетовый; королевски-синий, бежево-коричневый и сиреневый; коричневый и охра; желтый, красный и белый; белый и зеленый; майски-зеленый и омарово-красный; омарово-красный, небесно-голубой и красный.[12]

Желтые нюансы, идеально завершающие нежный, холодный колорит летнего типа, должны быть молочными, размытыми и прозрачными. Люди зимнего типа должны избегать сильных холодных нюансов.

Если осенний тип выбирает желтое в одежде, эти нюансы должны быть глубокими и теплыми, обладающими световой силой. Они лучше всего подходят к его теплому рыжевато-золотистому колориту. Желтые нюансы осенних красок имеют отчетливый красноватый или слегка оливковый оттенки. Теплый осенний тип должен избегать светлых или ярких желтых нюансов.

Палитра желтых нюансов, гармонирующих с выразительным холодным колоритом зимнего типа, включает в себя тона, начиная от очень светлого холодного через оживленно-лучистые и кончая ярким лимонным. Зимний тип может носить все однозначно холодные и чистые нюансы, избегая кукурузно-желтого или оливково-желтого.[13]

В рекламе:


Цвет - второй фирменный знак. Классические примеры отождествления фирмы и цвета. Желтый долгое время был фирменным "Кодак".

В музыке:

The Beatles: Yellow Submarine


Желтому, по мнению И. Ньютона, соответствует нота "ми".

Солидарна с ним М. Цветаева, которая высказывает свое мнение об этой и других нотах в своем стихотворении "Мать и музыка".

... ми - желтое (может быть - midi?)...


А. Скрябин хотел в замысле световой симфонии провести реальное "окрашивание тональностей": D dur (мажор) - желтый.

Роскошной развернутой метафорой являются следующие синестетические строки Бальмонта:

Звук арфы - серебристо-голубой.
Всклик скрипки - блеск алмаза хрусталистый,
Виолончели - мед густой и мглистый.
Рой красных труб, исторгнутых трубой.


Александр Вертинский Желтый ангел


 ...И тогда с потухшей елки
Тихо спрыгнул желтый Ангел.
И сказал :"Маэстро, бедный,
Вы устали, Вы больны.
Говорят, что Вы в притонах
По ночам поете танго?
Даже в нашем добром небе
Были все удивлены".

И закрыв лицо руками
Я внимал жестокой речи.
Утирая фраком слезы,
Слезы боли и стыда.
А высоко в синем небе
Догорало Божьи свечи.
И печальный желтый Ангел
Тихо таял без следа...

Александр Градский Желтый дом


Семья — ералаш, а знакомые — нытики,
Смешной карнавал мелюзги,
От службы, от дружбы, от прелой политики
Безмерно устали мозги.
Возьмешь ли книжку — муть и мразь:
Один кота хоронит,
Другой слюнит, разводит грязь
И сладострастно стонет...

           ___________

Петр Великий, Петр Великий!
Ты один виновней всех:
Для чего на Север дикий
Понесло тебя на грех?
Восемь месяцев зима, вместо фиников — морошка.
Холод, слизь, дожди и тьма — так и тянет из окошка
Брякнуть вниз о мостовую одичалой головой...
Негодую, негодую.. Что же дальше, боже мой?!

Каждый день по ложке керосина
Пьем отраву тусклых мелочей...
Под разврат бессмысленных речей
Человек тупеет, как скотина...

Есть парламент, нет? Бог весть,
Я не знаю. Черти знают.
Вот тоска — я знаю — есть,
И бессилье гнева есть...
Люди ноют, разлагаются, дичают,
А постылых дней не счесть.

Где наше — близкое, милое, кровное?
Где наше — свое, бесконечно любовное?
Гучковы, Дума, слякоть, тьма, морошка...
Мой близкий! Вас не тянет из окошка
Об мостовую брякнуть шалой головой?
Ведь тянет, правда?
Саша Черный
1908

Чиж & Co Желтый Дождь


Желтый дождь стучит по крыше
По асфальту и по листьям
Я стою в плаще и мокну зря
Порпадают два билета
Впрочем что там два билета
Пропалаю в этот вечер я
Это вроде бы не трудно
Не дождавшись повернутся
И уйти хоть дождик льет и льет
Только сердце щепчет тихо
Ты уйдешь ,а в это время
Вдруг она возьмет да и прийдет...


Пушкин

                  Стихи Леонид Филатов

                  Музыка Владимира Качана


Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане,
Где-то там, в седой ночи,
Едут пьяные цыгане.

Полно, слышишь этот смех?
Полно, что ты, в самом деле?!
Самый белый в мире снег
Выпал в день твоей дуэли.

Знаешь, где-то там вдали,
В светлом серпантинном зале
Молча встала Натали
С удивленными глазами.

В этой пляшущей толпе,
В центре праздничного зала,
Будто свечка по тебе,
Эта женщина стояла.

Встала и белым-бела
Разом руки уронила,
Значит, все-таки, была,
Значит, все-таки, любила!

Друг мой, вот вам старый плед!
Друг мой, вот вам чаша с пуншем!
Пушкин, Вам за тридцать лет,
Вы совсем мальчишка, Пушкин!

Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане,
Где-то там, в седой ночи,

Едут пьяные цыгане...

В живописи:


В современных условиях, вполне осмыслен вопрос, что значил для Винсента Ван Гога желтый цвет в 1889 году. Друг Ван Гога - художник Анкетен распространил символику цвета на время суток, где желтый - день.

По В. В. Кандинскому, "желтый в такой степени тяготеет к светлому (белому), что вообще не может быть очень темного желтого. Рассматривая желтый круг, можно заметить, что желтый испускает лучи, что из центра исходит движение и почти зримо приближается к человеку".
Он чувствует "первое движение желтого - стремление к человеку, который может стать назойливым (при усилении интенсивности желтого), и второе движение желтого - стремление перешагнуть границы, рассеять силы в пространстве... и бесцельно излиться во все стороны. С другой стороны, желтый беспокоит человека, возбуждает его и отражает характер выраженной в этом цвете силы, которая, наконец, становится дерзкой и навязчивой. Это свойство желтого, тяготеющего к более светлым тонам, может достичь невыносимой для глаза и души высоты и силы. В этом случае он звучит как все более громко и резко поющая труба или высокий звук фанфар".[14]

По мнению Кандинского, желтый - цвет бешенства.

Желтый цвет зрительно расширяет форму. Кандинский отметил, что активный желтый близок по эмоциональному воздействию к активной, острой фигуре треугольника - речь идет о психологических ассоциациях между отдельными компонентами внутри одного сенсорного материала.


В литературе:


В своей короткой автобиографии, опубликованной в Германии в 1913 году, художник В. В. Кандинский вспоминает, что в юности он писал стихи, которые впоследствии уничтожил. Но он продолжал изредка писать, и когда не удавалось выразить что-либо в живописи, то подходящим инструментом становилось слово, а в пьесах - краски и формы в движении и в меняющемся освещении. Самостоятельная игра почти абстрактных элементов форм, красок, звуков, движения и света встречается в его сценической композиции "Желтый звук", опубликованной в приложении к альманаху "Синий всадник" в 1912 году.


В поэзии И. А. Бунина много желтого, а особенно золотого цвета.

О радость красок! Снова, снова
Лазурь сквозь яркий желтый сад
Горит так дивно и лилово,
Как будто ангелы глядят.

Этот цвет производит исключительно теплое и приятное впечатление.

Золотыми цветут остриями
У кровати полночные свечи.

Золотой цвет символизирует частицу дневного света в темной ночи.

В белом песке золотое блеснуло кольцо.

Здесь "золотой" обозначает драгоценность семейного счастья.

Запели жрецы, распахнулись врата - восхищенный

Пал на колени народ:
Чудовищный конь, с расписной головой, золоченый,
В солнечном блеске грядет.

Золоченый конь Афины-Паллады - символ власти.

В сырой избушке шорника Лукъяна
Старуха-бабка в донышке стакана
Растила золотистое зерно.

Золотистое зерно- символ власти и достатка.

У Бунина были любимые оттенки золота.

...Смуглым золотом Исакий
Смотри...
           * * *
... был смуглый золотой оклад...

Бунин держит чувства в узде разума. Он подлинно чувствителен к цвету. Упиваясь желтым цветом донника ("Донник") и забывая обо всем на свете, кажется всю жизнь вкладывал в подлинное чувство, возбужденное в нем этим цветом, он констатирует: "Этот донник золотой... всего дороже ему - "на миг".

Поэт пригляделся к зимнему солнцу и уловил неповторимый оттенок его свечения.

В зимнем солнце есть теплый янтарный отлив...

Любимейшее красочное сочетание Бунина-колориста - лазурь с желтым.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.

"Листопад"

Голубой тон деликатно живит желтый.

"Я привык смотреть. Художники научили меня этому искусству", - говорил И. А. Бунин. Писатель упражнялся в рисовании предмета на разном фоне и при разном освещении.

...То на мгле дождевой, то на водной синевшей пустыне,
В золотой пустоте голубой высоты,
Все качались, качались дышавшие морем цветы.

"Капри"

  • Артур Конан Дойл. Желтое лицо


"...Не знаю, что в нем было такого, мистер Холмс,  только  у  меня  мороз
пробежал по спине. Я стоял в отдалении, так что не мог  разглядеть  черты,
но было в этом лице что-то неестественное, нечеловеческое. Такое создалось
у меня впечатление. Я  быстро  подошел  поближе,  чтобы  лучше  разглядеть
следившего за мной. Но едва я приблизился, лицо вдруг  скрылось  -  и  так
внезапно, что оно, показалось мне, нырнуло  во  мрак  комнаты.  Я  постоял
минут  пять,  думая  об  этой  истории  и  стараясь  разобраться  в  своих
впечатлениях. Я не мог даже сказать, мужское это было  лицо  или  женское.
Больше всего меня поразил его цвет. Оно было мертвенно-желтое  с  лиловыми
тенями и какое-то застывшее, отчего и казалось таким жутко неестественным.
Я до того расстроился, что решил узнать немного больше о новых жильцах..."



  • Хорхе Луис Борхес. Желтая  роза


"Ни   тем  вечером,  ни  наутро  не  умер  прославленный
Джамбаттиста Марино, которого многоустая Слава  (вспомним  этот
его  излюбленный  образ)  провозгласила  новым  Гомером и новым
Данте, однако тихий и неприметный  случай  означил  в  ту  пору
конец  его жизни. Увенчанный прожитым веком и общим признанием,
он гаснул под балдахином на испанской  широкой  кровати.  Можно
представить  себе  рядом  с  нею затененный балкон, что взирает
всегда на закаты, а ниже -- мрамор, и лавры, и сад, что  множит
ступени в зеркальном квадрате бассейна.
       Женщина  ставила  в  воду  желтую розу. Мужчина медленно
двигал губами, слагая обычные рифмы, которые, правду сказать, и
ему самому надоели изрядно:

       Царственность сада, чудо природы,
       Гемма весенняя, око апреля...

       И  вдруг  наступило прозрение. Марино УВИДЕЛ розу такою,
какой ее видел, наверно, Адам в райских  кущах,  и  понял:  она
существует  в  собственной вечности, а не в строках поэта. Мы в
силах дать абрис, дать описание, но не ее  отражение.  Стройные
чванные  книги,  льющие золото в сумеречном зале, -- не зеркало
мира (как тешил себя он тщеславно), а нечто такое, что  придано
миру, и только.
       Мысль эта озарила Марино в канун его смерти, быть может,
она озарила и Данте и Гомера тоже."

Эдуард Мане (1832-1883) Two roses on a tablecloth. 1883

  • Рэймонд Чандлер. Король в желтом

http://lib.ru/DETEKTIWY/CHANDLER/KorolVZheltom.txt

"...На  Короле была желтая  пижама с отложным  воротником. Тонкая ткань  на
груди потемнела  от  крови,  которая  просачивалась через  шелк,  как  через
промокашку. Несколько пятен крови виднелись и на обнаженной коричневой шее.
     Разглядывая труп, Стив Грейс невыразительно заметил:
     - Король в желтом. Когда-то я читал книгу  с таким названием. Наверное,
он любил  желтый цвет. Я-то знаю, ведь я собирал его вчера ночью. Хотя  он и
любил такой немужской цвет, его нельзя назвать трусом, так?.."




  • Эдгар Уоллес. Тайна желтых нарциссов


http://lib.ru/DETEKTIWY/UOLLES/tajna.txt

"...На следующий  день, рано
утром, какой-то  рабочий,  проходя по  Гайд-Парку, чтобы  скорее попасть  на
работу, увидел по  дороге какого-то человека, лежавшего в  траве недалеко от
брошенного автомобиля. Он был одет, но  без сюртука и жилета. Его грудь была
обмотана шелковой  дамской  ночной рубашкой. Он был  весь забрызган  кровью.
Руки этого  человека были скрещены на  груди, и в руках  лежал  букет желтых
нарциссов.
     В одиннадцать  часов утра газеты поместили большие отчеты, что личность
тела, найденного в Гайд-Парке, установлена. Это был не кто иной, как Торнтон
Лайн. Смертельный выстрел попал ему как раз в сердце..."




  • Хулио Кортасар. Желтый цветок

http://lib.ru/INPROZ/KORTASAR/hk_yellf.txt

"...Как-то раз, к вечеру, он шел через Люксембургский сад и увидел цветок.
     -- Он рос у края клумбы, какой-то желтый цветок. Я остановился закурить
и вдруг  заметил этот цветок. И он тоже вроде бы смотрел на меня, иногда так
бывает... Это, знаете, случается  с  теми,  кто,  как  говорится,  чувствует
красоту.  Вот  именно  так,  цветок  был изумительный, цветок необыкновенной
красоты. А я был приговорен, мне было суждено умереть раз и навсегда. Цветок
был восхитительный, и всегда будут расцветать цветы, и  люди  будут  на  них
смотреть.   Внезапно  я  осознал,  что  же  такое  это  "ничто",  которое  я
воспринимал как покой, как конец цепи. Я скоро умру, а Люк уже умер,  и  для
таких,  как мы, цветок не расцветет, наступит "ничто", полное "ничто", и это
"ничто" никогда не расцветет прекрасным цветком..."




  • Джек Лондон. Желтый платок

http://lib.ru/LONDON/kerchief.txt

"...Когда мы прибежали на  нос,  пятеро  китайцев,  словно  потревоженные
пчелы, выползли из тесной каюты, протирая заспанные глаза.
     Первым на палубе  появился  рослый,  могучий  человек,  -  мне  сразу
бросились в глаза его щербатое лицо и желтый шелковый  платок  на  голове.
Это был мой старый знакомый Желтый Платок, тот самый китаец,  которого  мы
год назад арестовали за незаконный лов креветок. Тогда он чуть  не  пустил
"Северного оленя" ко дну, да и сейчас мы едва не утонули из-за  того,  что
он грубо нарушил правила навигации..."



  • Константин Паустовский. Желтый свет

http://lib.ru/PROZA/PAUSTOWSKIJ/r_zhelyj.txt

"... Я  проснулся серым утром.  Комната  была залита  ровным желтым  светом,
будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и  ярче  всего  освещал
бревенчатый потолок.
     Странный свет  - неяркий  и неподвижный - был непохож на солнечный. Это
светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую  листву,
она лежала шумными  грудами на  земле и  распространяла  тусклое  сияние. От
этого  сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг  на столе  как
будто покрылись слоем воска.
     Так началась осень..."



В кино:


She Wore a Yellow Ribbon (1949)

The Yellow Handkerchief (2008)

Yellowbeard (1983)



В дизайне интерьера: 

 Оптимальное цветовое настроение для любого помещения


Цвета
Психически
Оптически
Органически
Оптимально
Самое общее
Желтые
Возбуждающие веселые, коммуникативные.
Делают помещение просторным, если тон светлый, зрительно придвигают, если тон интенсивный.
Интенсивные желтые тона положительно действуют на желудок, желчный пузырь, печень. способствует усилению кровообращения
Для рабочей комнаты, столовой, детской.
Для помещений, где мало солнца или где требуется стимулирующая атмосфера.
Желто-зеленые
Приветливые, веселые, близкие к природе.
В светлых тонах расширяют помещение, в темных сужают.
Для всех помещений, в которых требуется приветливая, уютная жилая атмосфера.


В желтый цвет окрашивается оборудование и другие элементы среды, о которые можно споткнуться, удариться или связанные с ядовитыми веществами.

У малышей голубые покрытия ухудшают настроение, тогда как классы, выкрашенные в желтый или бледно-зеленый цвет, действуют благоприятно и даже меньше вызывают желание пачкать стены, выкрашенные в желтый цвет.

Цветовые предпочтения у детей

Возраст
Цветовые предпочтения у детей разного возраста по данным
Циммерманна
Райха
6-8 лет
Красный, пурпурный, желтый, оранжевый, зеленый
Красный, розовый
9-10 лет
Зеленый, желтый, оранжевый, красный, пурпурный, синий
Оранжевый, желтый, желто-зеленый
До 14 лет
Зеленый, желтый, оттенки синего
Оттенки синего

Приведенные в таблице данные о характере цветового предпочтения и об изменении последнего с возрастом имеют большое значение, так как дают архитекторам возможность правильно выбирать цвета при проектировании школьного интерьера и реконструкции школьных зданий. Симпатии детей к различным цветам в разном возрасте подсказывают применение цветовых гамм в помещениях для разных возрастных групп. Вполне логично введение в интерьер для детей младшего возраста группы желтых, оранжевых и теплого зеленого цветов.

В радостной обстановке аппетит улучшается, тогда как унылая обстановка понижает желудочную секрецию, это доказано. Поэтому оптимальны для интерьеров залов общественного питания веселые оживленные тона, например, желтый.. Этот цвет стимулирует желудок, настраивает на общительный лад и удачно отражает нарядное освещение. Оптимальные тона - теплые, легкие, приветливые, оживленные, светящиеся, землистые, неяркие, холодные, сдержанные, матовые, нежные, неброские. Во всех этих тонах желтый может вполне занимать ведущую роль.

В целом, для офисных помещений подходят теплые и холодные цвета преимущественно светлых нюансов, желтые тона.

По фэн-шуй, наиболее удачные сочетания цветов содержат следующие элементы:

·     Дерево, огонь, земля (зеленый, красный и желтый или коричневый);

·     Огонь, земля, металл (красный, желтый или коричневый и белый, серебряный или золотой);

·     Земля, металл, вода (желтый или коричневый, белый, серебряный или золотой и синий или черный);

·     Металл, вода, дерево (белый, серебряный или золотой, синий или черный и зеленый).

Согласно фэн-шуй, цвета соответствуют странам света:

·     Север - желтый, белый и красный или белый, красный и зеленый;

·     Северо-восток - желтый, белый и красный или белый, красный и зеленый;

·     Восток - черный или синий, зеленый и красный или зеленый, красный и белый или золотой;

·     Юго-восток - белый или золотой, красный и зеленый;

·     Юг - белый или золотой, зеленый и желтый или белый или золотой, желтый и красный;

·     Юго-запад - белый или золотой, желтый и зеленый или белый или золотой, красный и зеленый;

·     Запад - белый или золотой, черный или синий и желтый или желтый, белый или золотой и красный;

·     Северо-запад - красный, желтый и белый или золотой.[15]

По фэн-шуй, пользоваться желтым цветом можно для:

*                   поднятия тонуса и увеличения бодрости (солнечный свет);

*                   укрепления надежды;

*                   оживления рабочего места;

*                   противодействия уменьшению дневного света в сумерках;

*                   создания ощущения тепла (отражение от полированного золота);

*                   активных исследований (образ дороги из желтого кирпича в "Волшебнике страны Оз" Фрэнка Баума).

Избегать чистого желтого цвета нужно: в ночных клубах, в освещении человеческих лиц, внутри буфетов или выдвижных ящиков, в ванных комнатах, в комнате для медитации.[16]


В эргономике:


Для сигнально-предупредительной окраски во многих странах мира служат три хроматических цвета: зеленый, желтый и красный. Чаще всего они применяются в сочетании с полярными противоположными ахроматическими цветами.

Для обозначения возможной опасности применяется желтый цвет, вернее желто-оранжевый, который хорошо различается на темном фоне. Назначение цветового сигнала в данном случае - возбуждение повышенного внимания человека к важному блоку; наличие этого внимания - существенное условие предотвращения опасности. В желтый цвет окрашиваются низкие балки и ограждения колодцев, внутрицеховой транспорт, места хранения опасных материалов. Для привлечения еще большего внимания к источнику возможной опасности следует применять сочетание желтого и черного цветов - в виде полос и клеток.

Сотрудники Центрального научно-исследовательского института промышленных зданий и сооружений при разработке предложения по унификации опознавательной окраски трубопроводов в свое время предложили все вещества, транспортируемые по внутрицеховым трубопроводам, условно разделить на десять основных групп, и за каждого из них закрепить определенный цвет.

Кроме основных цветов, позволяющих быстро распознать группу, к которой относится содержимое трубопроводов, сотрудники ЦНИИ промышленных зданий предлагают два метода дополнительной характеристики: цветные кольца и цифровые или буквенные обозначения. Кольца могут быть одного из трех цветов безопасности. Желтый обозначает ядовитые вещества, вызывающих ожоги.





[1] Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов. - Екатеринбург, "Урал-Советы" ("Весть"), 1994. -С. 164.
[2] Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: ок. 11 000 синоним. рядов. - 7-е изд., стер. -М.: Русский язык, 1993. -С. 103.
[3] Семира и В. Веташ Каббала русского алфавита. Взято из Интернета. 1998.
[4] Набоков В. Собрание сочинений в четырех томах. –М.: Правда, 1990. Том 4. -С. 146-147.
[5] Журавлев А. П. Звук и смысл. –М.: Просвещение, 1991. -С. 101-125.
[6] Гнедич П. П. Всемирная история искусств. -М.: Современник, 1999. -С. 27.
[7] Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998. -С. 546-547.
[8] Пословицы русского народа: Сборник В. Даля: В 3 т. -М.: Русская книга, 1993. Т. 2. -С. 326-327.
[9] Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. -М., 1984.
[10] Люшер М. Цвет вашего характера / Пер. с англ. Емельянов Ю. В. -М.: РИПОЛ КЛАССИК, Вече, 1997. -С. 25, 72-75.
[11] Шушнова Л. А. Лечебная радуга камня (каменная цветотерапия). 1998. // http://www.rubtsovsk.ru/history/regsci01/008.htm
[12] Бушер Х. Какой цвет вам к лицу. -М.: Кристина и К, 1997. -С. 50.
[13] Ватерман Г., Цингель Ф. Ваш неповторимый стиль. -М.: Кристина и К., 1997. -С. 82-83.
[14] Кандинский В. В. О духовном в искусстве. -М., 1992. -С. 74-78.
[15]  Вебстер Р. Фэн-шуй для рабочего места. -СПб: Тимошка, 1999. -С. 58-59.
[16] Вайдра Н. Фэн-шуй: 150 советов, как создать гармонию и уют в вашем доме и офисе / Пер. с англ. К. Савельева. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. –С. 86-100.
http://www.rg.ru/2008/09/08/polunin.html
Семира и В.Веташ Астрология и мифология — СПб: Атон, 1998.—C. 1072 // http://lib100.com/book/astrology/astrology_mythology/_%D1%E5%EC%E8%F0%E0,%20%C2%E5%F2%E0%F8%20%C2.,%20%C0%F1%F2%F0%EE%EB%EE%E3%E8%FF%20%E8%20%EC%E8%F4%EE%EB%EE%E3%E8%FF.pdf

Книга "Алхимия снежности" Слава Полунин, Наташа Табачникова - купить книгу ISBN 978-5-904584-29-0 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Алхимия снежности" Слава Полунин, Наташа Табачникова - купить книгу ISBN 978-5-904584-29-0 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru
СНежное шоу Славы Полунина - купить фильм Снежное шоу Славы Полунина на лицензионном DVD или Blu-ray диске в интернет магазине Ozon.ruСНежное шоу Славы Полунина - купить фильм Снежное шоу Славы Полунина на лицензионном DVD или Blu-ray диске в интернет магазине Ozon.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий