вторник, 20 августа 2013 г.

"Цвет небесный, синий цвет..."




Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.

Он прекрасен без прикрас.
Это цвет любимых глаз.
Это взгляд бездонный твой,
Напоенный синевой.

Это цвет моей мечты.
Это краска высоты.
В этот голубой раствор
Погружен земной простор.

Это легкий переход
В неизвестность от забот
И от плачущих родных
На похоронах моих.

Это синий негустой
Иней над моей плитой.
Это сизый зимний дым
Мглы над именем моим.
Николоз Бараташвили. 1841
Перевод Бориса Пастернака
Основная характеристика: хроматический, шестой цвет спектра, холодный, основной.


В лингвистике:


Прилагательное "синий" древнее, общеславянское, сохранилось во всех славянских языках. В современных славянских языках называют синий цвет или оттенки синего: светло-синий, темно-синий, серовато-синий и т. д. история этого слова как цветообозначения в русском языке довольно сложна и для древнего периода не совсем ясна. существует наблюдение, что синий цвет различается и называется позже других. уже в эпоху древнейших памятников это слово существует как цветообозначение и употребляется в современном значении "синий" или точнее "ярко-синий".

Слово "синий" может обозначать различные неяркие оттенки синего цвета, издавна оно употребляется по отношению к человеку для описания очень неопределенных и слабых по интенсивности окрасок. Это слово также часто обозначает более темные оттенки синего цвета или темно-серый с синеватым оттенком цвет по отношению к явлениям природы. Как и другие прилагательные, обозначающие основные цвета, синий называет весьма разнообразные оттенки цвета, начиная от совсем светлых голубоватых. голубовато-серых оттенков до густо-синих, исчерна-синих.

В толковом словаре Ожегова С. И. приводится такое толкование слова "синий": "СИНИЙ, -яя, -ее; синь, синя, сине. 1. Имеющий окраску одного из основных цветов спектра - среднего между фиолетовым и зеленым. С. цвет. Синяя краска. Синее небо. Синие васильки. 2. О коже: сильно побледневший, приобретший оттенок этого цвета. Синие от холода руки. Синее лицо. à Синий чулок (неодобр.) - сухая педантка, лишенная женственности и погруженная в книжные, отвлеченные интересы. II уменьш. синенький, -ая, -ое".[1]

Что касается синонимов цветообозначения "синий" то, по мнению автора "Словаря синонимов русского языка", синонимами являются сапфировый, сапфирный, васильковый.[2]

В своем сонете "Гласные" Артур Рембо звук О окрашивает в синий цвет.

О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,

Полеты ангелов в тиши небес пространной -

О - дивных глаз ее лиловые лучи.

Владимир Набоков в своем романе "Другие берега" составил свою цветную латинскую и русскую азбуку, где синяя группа переходит в фиолетовую, с жестяным Ц, влажно-голубым С, черничным К и блестяще-сиреневым З.[3]

Как выяснил А. П. Журавлев, русские звукобуквы могут обозначать различные цвета[4]. Вот звукоцветовые соответствия гласных: и - синий, й - синеватый, у - темно-синий, сине-зеленый, липовый.

Эта интересная особенность звуков проявляется в поэзии. Например, пишет поэт о синем небе. Поэту нужно вызвать в глубинах читателя синий цвет. Для этого в стихотворении должны быть подобраны такие слова, в которых много звуков соответствующего цвета, т. е. звука И.

Вдруг молния всю чащу озарила

Таинственным и бледно-синим светом...

В этом отрывке из стихотворения И. А. Бунина доминирует синий цвет. Это мы узнали, подсчитав количество гласных, удваивая ударные при счете.

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи.

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

В отрывке стихотворения Сергея Есенина из цикла "Персидские мотивы" три раза назван синий цвет (считая "лазурь). Соответственно и доминирует синий звук И.
Сирый цветок из породы репейников,
но его синий не знает соперников.
Марка Шагала, загадка Шагала —
рупь у Савеловского вокзала!...

...ах, Марк Захарович, нарисуйте
непобедимо синий завет —
Небом Единым Жив Человек.

В отрывке из стихотворения Андрея Вознесенского "Васильки Шагала" словами создается в основном голубой васильковый колорит. В звуковой ткани стихотворения господствует синий И.

Родственный санскриту язык Pali называет предпочтительный для медитации темно-синий цвет одним словом "nila". Это говорит о том, что уже в древней Индии темно-синий цвет воспринимали как наиболее типичный оттенок. Взятое из санскрита слово "нила", обозначает особый оттенок темно-синего цвета, который лучше всего способствует размышлениям.

В немецком языке существует для настроения, которое вызывается синим цветом, почти непереводимое на другие языки понятие "нрав, душа". В немецком языке для обозначения биологического тонуса, выражаемого темно-синим цветом, есть трудно переводимое понятие "Gemut" (дух, нрав, характер). Немецкое слово, которое лучше всего подходит для обозначения настроения, выражаемого синим цветом, это слово "gemut", то есть " душевность". В английском языке нет эквивалента, имеющего тот же оттенок, но близко подходят слова "способность глубоко и проникновенно чувствовать".


В мифологии:


В Древней Греции синий - мужской цвет.

В Испании в конце XV века синий символизировал бешенную ревность.


В космологии:


Синий цвет (переход от синего к зеленому) соответствует планете Нептун.

Синий (васильково-ультрамариновый) цвет космической дали устремляет в мир Стрельца, отражает качества планеты Юпитер и IX-го дома высших знаний.

Соответствие знаков Зодиака и цветов группы "синие":

*                   Рак - синий,

*                   Дева - темно-синий,

*                   Козерог - синий,

*                   Водолей - сине-зеленый,

*                    Рыбы - синий.


В религии:


В изобразительном искусстве иконография закрепляет за отдельными персонажами Нового Завета определенные тона одежд. Петр предстает перед нами часто в синих одеждах.

Синий  - это цвет небес, божественный любви и истины. Эти представления о цвете были перенесены на блик отдельных  библейских героев

Красный и синий цвет составляют антонимичное единство. Как правило, они выступают вместе. Они символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, т. е. те начала, которые в земном мире разделены и противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют (Пс. 84,11). Красным и синим пишутся одежды Спасителя. Обычно это хитон красного (вишневого) цвета и синий гиматий. Эти цвета выражают тайну Боговоплощения: красный символизирует земную, человеческую природу, кровь, жизнь, мученичество, страдание, но одновременно это и царский цвет (пурпур). Одеяние божьей матери Марии, заступницы людей перед Богом, красно-синего цвета, цвета задушевности и сердечности.

Синий цвет передает начало божественное, небесное, непостижимость тайны, глубину откровения. В Иисусе Христе эти противоположные миры соединяются. (Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. -Новосибирск, 1991.)

В физике:

Синий - это простой цвет. Длина волны синего цвета составляет 470...485 нм; среднего синего -  470 нм; сине-зеленого - 500 нм. Соединение голубого и фиолетового рождает синий.

В психологии:

Синий - цвет отрицательной стороны, вызывает неспокойное, мягкое и тоскливое настроение. Синий для Гете - это "очаровательное, волнующее ничто". Он несет всегда с собой что-то темное. В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя. Гете в своем "Учении о цветах" пишет: "Насколько охотно мы следуем за удаляющимся от нас предметом, настолько же охотно мы смотрим на синий цвет, и не потому, что он на нас наступает, а потому, что он влечет нас за собой".

Синий способен различить ребенок с четырехмесячного возраста, отдавая ему предпочтение.

Синий цвет сугубо пассивен и спокоен, а потому связывается не с работой, а с равновесием и удовлетворенностью.

Цветовые типы поведения

Люшеровский синий (темно-синий цвет)
Элемент
Нормальное самовосприятие
Темперамент
Самоощущение
Поведение по отношению к окружающему миру
Вид поведения
Вода
Удовлетворение в  самоограничении (интеграция) "Диоген"
Социальная норма - терпимость
Флегматик
Довольное удовлетворение
Роль-защита - страх перед пустотой (пред отсутствием переживаний) и перед лишениями.
Роль-идол - стремление к удовлетворению.
Спокойное

По мнению М. Люшера, синий цвет олицетворяет: сосредоточенное внимание к своим делам, пассивность, вовлеченность, чувствительность, восприимчивость, стремление достичь цельности. Его психологические проявления: спокойствие, удовлетворенность, нежность, любовь и привязанность.

Синий цвет в тесте М. Люшера означает полное спокойствие. Содержание этого цвет означает умиротворяющее воздействие на центральную нервную систему. Уменьшается кровяное давление, сокращается частота пульса и дыхания, а самозащитные механизмы включаются в работу для зарядки организма. тело настраивается на расслабление и восстановление сил, поэтому потребность в этом цвета возрастает в случае болезни, упадка сил, а также, когда появляется склонность к чувствительности и обидчивости.

Синий цвет является красочным выражением существующей биологической потребности: в физиологическом плане - это потребность в спокойствии, в психологическом - в чувстве удовлетворенности, то есть в покое и удовлетворении желаний. Любой человек, оказавшийся в уравновешенной гармоничной ситуации, свободной от напряжения чувствует себя собранным и уверенным в себе. Синий представляет собой те узы, которые человек собирает вокруг себя, чувство единства со своим окружением и принадлежности ему. Синий цвет зависит от глубины чувств к окружающим. Синий - это отражение умиротворенной чувствительности и поэтому он связан со способностью к сопереживанию, эстетическим наблюдениям и философским размышлениям. Синий цвет является символом спокойных вод, ровного темперамента, женственности, озарения в литературе. Он ассоциируется со сладким вкусом, его содержание - нежность, его органом чувств является кожа.

Синий обладает значительной глубиной и объемистостью. он особенно привлекает тех людей, кто весит больше нормы. Это блаженное воплощение высших идеалов единства, слияния и возвращения к Гее, матери Земли. Это - правда и доверии, любовь и преданность, прекращение борьбы и обожание. Синева - это бесконечность во времени, воплощающая традицию и вечные ценности, и поэтому синий цвет увековечивает прошлое.

Когда синий ставят на первое место, это свидетельствует о потребности в эмоциональном спокойствии, безмятежном состоянии духа, гармонии и удовлетворенности или же о физиологической потребности в отдыхе, разрядке, или лечении. Тот, кто предпочитает синий, стремится к спокойной упорядоченной ситуации свободной от расстройств и беспокойств. В такой обстановке события развиваются гладко, следуя, в основном, строго заведенному порядку. Отношения с окружающими людьми носят спокойный характер и свободны от конкуренции.

Отвергнутый синий цвет означает разрыв или же желание их порвать, результатом чего является беспокойное, непоследовательное поведение и частичное умственное возбуждение. Отторжение синего цвета говорит о неудовлетворенных эмоциональных потребностях.[5]

По тесту Люшера, потребность в покое у того, кто на первом месте выбрал синий цвет. Он нуждается в спокойном, мирном, гармоничном состоянии, способном принести спокойную удовлетворенность и ощущение общности. Стабильность и устойчивость не слишком свойственны, их психика отличается реагентностью и чувствительностью, эмоциональностью и меньшей проявленностью внешней активности и силовых взаимоотношений. Принятие решения в пользу или против какого-нибудь цвета часто находится под влиянием внешних условий.

По мнению Люшера и Кандинского, синий отражает покой, удовлетворение, гармония, так и неудовлетворенность, взбудораженность, беспокойство.

Как повышенная восприимчивость синий цвет является предпосылкой способности проникновения, эстетических переживаний и глубокомысленных размышлений. Вкусовое ощущение - сладость чувственное восприятие - нежность. Символический синий цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению, плавному почерку.

Синий выражает вечность, а поэтому традиции. Имеет сильное вибрирующее влияние, определяющее выражение "верный сторонник" и в то же время заходящее далеко за такие пределы. Этот цвет, который смешивает чувствительность с горячностью, так жаждет поступать правильно, что может с этой целью выбрать неправильный путь.

Небо синее, но оно меняет свой цвет от светлого оттенка лазури до почти черного в полночь. Также меняется и настроение синей вибрации. Но не только это, трудно найти человека, чья синяя аура содержала бы постоянный оттенок. Он может опускаться к глубинам "хандры", а затем подниматься к вдохновенным высотам, что происходит "однажды при голубой луне" (очень редко).

Вообще, все синие цвета указывают на некоторую степень преданности, ум и уверенность. Синий - это холодный цвет с определенной независимостью, но люди с этой аурой понимают ценность совместных усилий и руководствуются этим в своей жизни. Синий обращается к небу и морю за вдохновением. В поисках высшей глубины синий становится преобладающим цветом в современной жизни. В деловых, общественных и образовательных кругах синий намного превосходит красный в качестве мотивирующего цвета, делая синий любимым цветом многих думающих людей. Примеси других цветов нарушают непоколебимость синего. Близость к черному или коричневому указывают на болезненные и эгоистические склонности. Сильный оттенок серого создает неуверенность и даже страх. Близость к зеленому, как в некоторых оттенках бирюзового цвета, указывает на импульсивность.

Синий имеет форму идеального круга, создающего чувство внутренней опоры и торжественности. Синий цвет связывают с духовным возвышением человека, с его чистотой.

Цвет
Воздействие цветов блока "синего"
Зелено-синий
Означает притязание на собственную ценность, замкнутость, оригинальничание и упрямое самовозвеличивание, стойкий оборонительный эгоцентризм, жесткость, тяжесть упрямого своенравия, внезапной изоляции и закоренелой гордости.
Темно-синий
Темный сильный оттенок, показывающий преданность, доверие и постоянство цели. В этом более темном оттенке есть независимость, но всегда в сотрудничестве. Этот цвет характеризует сила и надежность.
Индиго или ультрамарин
Пограничные цвета с фиолетовым оттенком. Они имеют основные качества синего, но склонны более к любви, чем к преданности, находя выход своим идеалам в помощи другим людям. Приступы дурного настроения склонны овладевать такими людьми скорее, чем теми, кто любит светлые оттенки.
Васильково-ультрамариновый
Самый трансцендентный, духовный цвет созерцания космической дали, устремляет в глубину, бесконечность, создает дистанцию, дает внутреннюю уверенность, интерес к мировоззренческим вопросам. Это цвет веры и религии, традиции, лояльности, честности и высшей гармонии, он создает чувство очарования возвышенным.

Синий кажется растворенным в темноте, поэтому он тоже определяется через нее, тоже гетерономно. Темно-синий передает ощущение спокойствия и расслабленности. Он соответствует состоянию удовлетворения, довольства, защищенности (голубая накидка богоматери) и самоограничения.

Эрнст Юнгер в своей книге "Lob der Vokale" трактует синий цвет с еще более глубоким смыслом: "Синий - это цвет, выражающий ничто и прекрасное одновременно".

Рудольф Штайнер в своей книге "Сущность цвета" пытается свести действие желтого и синего цвета к одной формуле и говорит: "Синий - поглощающий, втягивающий лучи в себя".


В медицине:


При синем цвете снижается мускульное напряжение и артериальное давление. Дыхание замедляется становится менее глубоким. Увеличивается длительность выдыхания. Пульс становится реже и ослабляется. Почти исчезает чувство боли. Оказывает тормозящее действие, может порождать усталость или слабую угнетенность.

Уже более десятилетия подтверждают исследования В. Еггерта[6], что люди, пораженные в результате внутреннего стресса сердечным инфарктом, предпочитают в цветовом тесте сине-зеленый цвет (напряжение воли).

Синий - самый расслабляющий цвет. Оказывает седативный, успокаивающий эффект. Оказывает болеутоляющее действие при невралгиях. Эффективен при воспалительных процессах. Применяется при бессоннице и рассеивании навязчивых идей. Может быть рекомендован лицам, страдающим недоверчивостью, беспокойством, положительно сказывается на поведении экстравертов, стимулирует работу иммунной системы. Эффективен для анестезии.

Синий - это цвет "густеющей ночи", дарующий отдых и покой зрению от яркого солнечного света. Лечебное значение синих тонов очень велико. Минералы синего цвета рекомендованы при ревматических заболеваниях, желтухе и ожогах. Их используют при горячих болезнях печени, разнообразных воспалительных процессах. При заболеваниях горла - охриплости, воспалении голосовых связок.
Синий камень - сапфир. Вот как описывает свойства сапфира ученый и священнослужитель 11-12 века Марбодий: "Велико значение этого камня и для женщин, и для мужчин: он дает силу усталому телу, восстанавливает отягощеные члены... Он снимает с человека зависть и вероломство, он освобождает человека от темницы. Тот, кто носит его, никогда не будет ничего бояться". Этот "священный из священных камней", холодный и чистый, считается камнем девственности. Он проясняет мысли, лечит кожные заболевания и даже проказу. Лечебный эффект сапфира достаточно широк, он применяется при ревматических болях, заболевании позвоночника, неврологических болях, эпилепсии, истерии. Рекомендуется носить сапфир на шее в золотой оправе.[7]


В социологии:

По статистике, синий - самый любимый людьми цвет, что говорит о его "авторитетности" среди других цветов.

Синий -  любимый цвет многих думающих людей.

Синий (стремление к покою) у высших слоев избирается на 8% чаще, чем у низших.

У девочек 7-8 лет на первом месте - синий.
Женщины предпочитают в основном синий. Синий цвет соответствует символическому женскому началу, матриархату.

В старшем возрасте большинство предпочитает пастельные тона. Чем старше люди, тем больше им нравятся темные, приглушенные цветовые тона. Они чаще отдают предпочтение синему (стремление к покою).

Во внешнем облике:


Синие тона идут к рыжеватым волосам. Зеленоватая синева изысканно оттеняет их.

Цвет ночная синева - идеальный в качестве основы гардероба людей зимнего типа, потому что к лицу этому типу и эффектно сочетается многими цветами: трио красно-бело-зеленое; едко-розовое с хвойно-зеленым; классическое красно-белое; темное и светлое лиловое с вкраплениями желтого; благородное льдисто-розовое с темно-коричневым и серебряно-серым; свежее майски-зеленое со смарагдовым; серебристо-серое с сильным желтым и вкраплением льдисто-розового.[8]

Приглушенный синий всегда хорош для летнего типа и идеальный цвет в качестве основы гардероба. Это может быть джинсово-голубой, дымчатый темно-синий или отсвечивающий красноватым сливово-синий. Каждый из этих оттенков синего дает эффектные комбинации с цветом летней зари; с зеленым, белым и вкраплениями красного; с серым, светло-розовым и коричневым; с розовым и зелено-голубым; с джинсово-голубым, красным и белым; с ванильно-желтым и светло-голубым; с темно-коричневым, лиловым и ванильно-желтым.

Синие нюансы зимнего типа могут распространяться в области холодного излучения как в сторону светлых, "ледяных" тонов, так и в сторону темных, почти черных. Макияж глаз, выполненный в выразительных синих тонах, идеально завершит костюм зимнего типа с преобладанием ярко-синего цвета. Поскольку этот тип переносит многие краски, разнообразная синева может удачно сочетаться друг с другом, а также с остальными цветами зимней палитры. Для ресниц идеален черно-синий либо сине-фиолетовый цвет туши.[9]

В рекламе:


Цвет - второй фирменный знак. Классические примеры отождествления фирмы и цвета - синий IBM.

В музыке:


А. Скрябин хотел в замысле световой симфонии провести реальное "окрашивание тональностей":

Н dur (мажор) - синий, бледный,

Fis-dur - синий.

Синий платочек


Синий, синий иней



Синий лен


Синий туман


Blue Bus Blues


Синий тролейбус


Синий май


Синие лебеди


Синяя вечность


Очень синяя борода



В живописи:


Кандинский отметил, что спокойный синий цвет близок к спокойному кругу  - речь идет о психологических ассоциациях между отдельными компонентами внутри одного сенсорного материала. По мнению Кандинского, синий - цвет покоя.

По В. В. Кандинскому, чем глубже синий цвет, тем больше он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхчувственному. Синий - типично небесный цвет. С большим проникновением он развивает элемент покоя. склонясь к черному, он приобретает примесь нечеловеческой печали. он как бесконечное углубление в серьезное, где нет и не может быть конца".[10]


В литературе:

Шеллинг в своей "Философии искусств" использовал символизм синего цвета, сказав, что "молчание - это истинное состояние безмятежного моря".

Дороже всех красок для Бунина - синяя. У него даже молоко голубое, даже вороны синие. И сколько разнообразных оттенков: мраморно-синеватый, знойно-голубой и т. д.

Синий цвет несет что-то темное, представляет из себя волнующее ничто.

Как много звезд на тусклой синеве!

Весь небосклон в их траурном уборе.

Однако для Бунина именно в этой краске сильнее, чем в любой другой, светились для него любовь и радость бытия. Он посвящал ей восторженные строки.

И вновь, и вновь над вшей головой.

Меж облаков и синей тьмы древесной,

Нальется эдемской синевой

Блаженной, чистою, небесной...

"Синий" в значении "черный" употребляется лишь индивидуально, у писателей, широко использующих цветопись. Однажды Бунин увидел, как синяя зарница делает черноту ночи вороненой, как у черноты возникает синий отлив.

Синяя зарница освещает...

Вороненую черноту ночи.

Синий ворон от падали

Алый клюв поднимал и глядел,

А другие косились и падали,

А кустарник шумел, шелестел.

У Бунина встречается и индиговый цвет.

Вдоль этих плоских знойных берегов

Лежат пески, торчат кусты дзарига.

И моря пышноцветное индиго

Равниною глядит из-за песков.

Фонетическая рифма акцентирует тропическую темную синеву моря, это "пышноцветное индиго" и без того интенсивное.

А Бог был ясен, радостен и прост:

Он в ветре был, в моей душе бездомной -

И содрогался синим блеском звезд

В лазури неба, чистой и огромной.

Синий цвет - цвет небес, божественной любви и истины.

  • Александр Куприн. Синяя звезда

"...В  эти  дни,  глядя  вместе с женихом  на танцующие  пары, Эрна  как-то
сказала ему:
     - Мой любимый!  Ради  тебя  я  хотела  бы быть похожей  хоть  на  самую
некрасивую из женщин Эрнотерры.
     - Да  избавит  тебя  бог от  этого несчастья,  о  моя  синяя звезда!  -
испуганно возразил Шарль. - Ты прекрасна!
     - Нет, - печально возразила Эрна, - не утешай меня, дорогой мой. Я знаю
все свои недостатки. У меня слишком длинные ноги, слишком маленькие ступни и
руки, слишком высокая талия,  череcчур большие глаза противного синего, а не
чудесного желтого цвета, а губы,  вместо того чтобы  быть плоскими и узкими,
изогнуты наподобие лука.
     Но Шарль целовал без конца ее белые руки с голубыми жилками  и длинными
пальцами и говорил ей тысячи изысканных комплиментов,  а глядя  на танцующих
эрнотерранов хохотал как безумный..."

  • Курт Воннегут. Синяя борода


"...Стучу на  машинке, только  что вернувшись с прогулки у  бассейна, где я
спросил  Селесту  с приятелями,  которые вечно толкутся у этого излюбленного
подростками спортивного сооружения,  слышали  ли  они  про Синюю  Бороду?  Я
собирался  упомянуть про  Синюю Бороду в своей книге. И хотел выяснить, надо
ли объяснять юным читателям, кто такой Синяя Борода.
     Никто не знал. Раз уж зашел разговор,  я заодно спросил,  знакомы ли им
имена Джексона Поллока, Марка Ротко, Терри Китчена, а также  Трумена Капоте,
Нельсона Олгрена, Ирвина Шоу  и Джеймса  Джойса,  которые вошли  не только в
историю искусства  и  литературы, но  и в историю Хемптона.  Никого  они  не
знают. Это к вопросу о бессмертии через служение музам.
     Значит,  так: Синяя Борода -  персонаж старинной детской сказки,  и  за
ним,  возможно, стоит история жившего  когда-то человека  из  знатного рода,
жуткого типа. В  сказке  он  все  время женится. Женившись в очередной  раз,
приводит новую молоденькую  жену, совсем еще девочку, в свой замок. Говорит,
что она может  входить во все комнаты, кроме одной, и показывает ей запертую
дверь.
     Синяя Борода то ли  плохой,  то ли, скорее,  великий психолог -  каждая
новая  жена  только о том  и  думает, что же там такое, в  этой  комнате.  И
пытается заглянуть туда, решив, что мужа нет дома, но он тут как тут..."


  • Рэй Брэдбери. Синяя бутылка


"...Семь комнат были полны сверкания и блеска; от самого пола до потолочных
балок громоздились на полках бочонки, кувшины, бутыли, вазы  из  красного,
розового, желтого, фиолетового и черного стекла. Бек разбивал сосуды  один
за другим, убирал  с  дороги  раз  навсегда,  чтобы  ему  не  пришлось  их
перебирать и пересматривать заново.
   Он покончил с одной комнатой и  сейчас  стоял,  готовый  вторгнуться  в
следующую. Сделать это он почти боялся. Боялся, что на  этот  раз  наконец
найдет Синюю Бутылку, что поиски закончатся и из его  жизни  уйдет  смысл.
Лишь после того, как десять лет назад он всю дорогу от  Венеры  к  Юпитеру
слушал рассказы одержимых страстью к путешествиям о Синей Бутылке, в жизни
у него появилась цель. Лихорадка зажгла  его,  и  с  той  поры  он  пылал.
Подступись к делу правильно - и надежда найти Бутылку наполнит содержанием
всю твою жизнь. Впереди у тебя лет тридцать, не меньше, если только ты  не
будешь, разыскивая Бутылку, лезть из кожи и не признаешься даже себе,  что
вовсе не Бутылка тебе нужна, а сами поиски, азарт охоты,  пыль,  города  и
бесконечный путь..."


  • Александр Степанович Грин. Синий каскад Теллури


"...Кабинет Гледа рассыпался: Рег видел тусклые, желтые холмы в кайме
черных  скал  кварца;  пятнами  серо-зеленого мха  пестрили их  углубления и
расщелины; фиолетовая поросль мелких цветов пустыни взбегала из низин на эти
голые  возвышения,  теряясь бесчисленными оттенками в  сухом  желтом блеске;
холмы напоминали золотые шары,  брошенные в  складки цветного бархата;  там,
где  фиолетовые ковры  окружали скалы,  кривились серые  стволы  неизвестных
деревьев с горизонтально вытянутыми огромными листьями; в совершенной тишине
воздуха  листья,  казалось,  стремительно и  напряженно рвались  к  далекому
горизонту,  притягиваемые  неизвестной  силой,  придавая  пейзажу  выражение
окаменевшего в  зените своем  усилия.  Стальной цвет  неба  носил  тревожный
оттенок  бурной  погоды;  запах  нагретой земли  мешался  с  запахом хрупких
водянистых стеблей и  венчиков,  полных дремоты.  Из выпуклой горбины скалы,
сиявшей  тенистой холодной трещиной,  лился  широкий поток  воды  совершенно
синего цвета,  русло  его  блестело сквозь влагу голубоватыми камнями;  вода
уходила в  природный,  неправильный водоем,  где тень выступивших к середине
краев почвы делала синеву черной, подобно жидкой смоле в голубом свете.
     Все  это  было  чуждо  земле,  приближая  воображение к  пейзажам  иной
планеты. Глед смолк. Рег с сожалением покачал головой..."

  • Морис Метерлинк. Синяя птица

"...Мать Тиль. Да, да, я помню: она все мечтает о птице Тильтиля... Ну, так
как же, Тильтиль, подаришь ты ее бедной девочке?..
     Тильтиль. Что мне ей подарить, мама?..
     Мать Тиль.  Птицу...  Ведь  она  тебе  не  нужна...  Ты  на  нее  и  не
смотришь... А девочка прямо жить без нее не может!..
     Тильтиль. Верно, верно, у меня есть птица... Где же  она?..  А,  вот  и
клетка!.. Митиль, смотри: вон клетка!.. Это та, которую  носил  Хлеб...  Да,
да, та самая, но в ней только одна птица... А  другую  он  съел,  что  ли?..
Постой, постой!.. Да ведь она синяя!.. Да ведь это моя горлица!..  Да  ведь,
когда я уходил, она была не такая синяя!.. Да ведь это же и  есть  та  Синяя
Птица,  которую  мы  искали!..  Мы  за  ней  этакую  даль  ходили,  а   она,
оказывается, здесь!.. Вот это я понимаю!.. Митиль, ты видишь птицу?..  То-то
бы Душа Света обрадовалась!.. Я сейчас сниму клетку...  (Залезает  на  стул,
снимает клетку и передает Соседке) Вот, пожалуйста, госпожа  Берленго...  Со
временем она станет совсем-совсем синяя, вот увидите... Отнесите  ее  скорей
вашей внучке...
     Соседка. Нет, правда?.. Ты мне ее отдаешь?  Даром  отдаешь?..  Господи,
вот радость-то для моей внучки!.. Дай, я тебя поцелую!.. (Целует  Тильтиля.)
Бегу!.. Бегу!..
     Тильтиль.  Да,  да,  идите  скорей!..  А  то  некоторые  птицы   меняют
окраску..."

The Blue Bird (1918)


The Blue Bird (1976)





В кино:

The Blue Umbrella (2013)


Bluebeard (1972)



The Blue Dahlia (1946)


The Deep Blue Sea (2011)


The Boy in Blue (1986)



Bluebeard's Eighth Wife (1938)



В дизайне интерьера:


Оптимальное цветовое настроение для любого помещения

Цвета
Психически
Оптически
Оптимально
Самое общее
Индиго-синие
Успокаивающие, серьезные, дистанцирующие.
Уменьшают, помещение кажется ниже.
Для рабочей комнаты, спальни.
Хорошо для помещений, в которых ищут покоя и сосредоточенности.
Сине-фиолетовые
Серьезные, торжественные. Расслабляет психику. Поэты называют его "цветом печали"
Сужают помещение.
Для элегантных праздничных и представительных помещений.
Для необычны, элегантны, дорогих интерьеров.


Цветовые предпочтения у детей

Возраст
Цветовые предпочтения у детей разного возраста по данным
Циммерманна
Райха
9-10 лет
Зеленый, желтый, оранжевый, красный, пурпурный, синий
Оранжевый, желтый, желто-зеленый
До 14 лет
Зеленый, желтый, оттенки синего
Оттенки синего

Приведенные в таблице данные о характере цветового предпочтения и об изменении последнего с возрастом имеют большое значение, так как дают архитекторам возможность правильно выбирать цвета при проектировании школьного интерьера и реконструкции школьных зданий. Симпатии детей к различным цветам в разном возрасте подсказывают применение цветовых гамм в помещениях для разных возрастных групп. Вполне логично введение в интерьер для среднего и старшего холодных и сложных оттенков синего.

Темный сине-зеленый приобретает жесткость и тяжесть упрямого своенравия, внезапной изоляции и закоренелой гордости. На заводах сумеречной сине-зеленый используется для несущих стальных конструкций, особенно, если опоры находятся перед стеной из светло-серого бетона или силикатного кирпича или перед стеной из красноватого кирпича.

В целом, для офисных помещений подходят теплые и холодные цвета преимущественно светлых нюансов, индиго-синие тона. Для элегантных праздничных и представительских помещений подходят сине-фиолетовые нюансы.

По фэн-шуй, наиболее удачные сочетания цветов содержат следующие элементы:

·     Вода, дерево, огонь (синий или черный, зеленый и красный);

·     Земля, металл, вода (желтый или коричневый, белый, серебряный или золотой и синий или черный);

·     Металл, вода, дерево (белый, серебряный или золотой, синий или черный и зеленый).

Согласно фэн-шуй, цвета соответствуют странам света:

·     Восток - черный или синий, зеленый и красный или зеленый, красный и белый или золотой;

·     Запад - белый или золотой, черный или синий и желтый или желтый, белый или золотой и красный.[11]

В эргономике:
Сотрудники Центрального научно-исследовательского института промышленных зданий и сооружений при разработке предложения по унификации опознавательной окраски трубопроводов в свое время предложили все вещества, транспортируемые по внутрицехвым трубопроводам, условно разделить на десять основных групп, и за каждого из них закрепить определенный цвет. Например, вода - синий.
Кроме основных цветов, позволяющих быстро распознать группу, к которой относится содержимое трубопроводов, сотрудники ЦНИИ промышленных зданий предлагают два метода дополнительной характеристики: цветные кольца и цифровые или буквенные обозначения. Если надпись на синем фоне, то ее выполняют белой краской.




[1] Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов. - Екатеринбург, "Урал-Советы" ("Весть"), 1994. -С. 623.
[2] Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: ок. 11 000 синоним. рядов. - 7-е изд., стер. -М.: Русский язык, 1993. -С. 329.
[3] Набоков В. Собрание сочинений в четырех томах. -М.: Правда, 1990. Том 4. -С. 146-147.
[4] Журавлев А. П. Звук и смысл. -М.: Просвещение, 1991. –С. 101-125.
[5] Люшер М. Цвет вашего характера / Пер. с англ. Емельянов Ю. В. -М.: РИПОЛ КЛАССИК, Вече, 1997. -С. 24, 60-64.
[6] Еггерт В. Диагностика функциональных синдромов с помощью цветового теста Люшера. Материа Медика. Нордмарк, 1965, № 54.
[7] Шушнова Л. А. Лечебная радуга камня (каменная цветотерапия). 1998. // http://www.rubtsovsk.ru/history/regsci01/008.htm
[8] Бушер Х. Какой цвет вам к лицу. –М.: Кристина и К, 1997. -С. 54, 62, 72.
[9] Ватерман Г., Цигель Ф. Ваш неповторимый стиль. –М.: Кристина и К, 1997. -С. 64.
[10] Кандинский В. В. О духовном в искусстве. –М., 1992. –С. 74-78.
[11]  Вебстер Р. Фэн-шуй для рабочего места. -СПб: Тимошка, 1999. –С. 58-59.
Семира и В.Веташ Астрология и мифология — СПб: Атон, 1998.—C. 1072 // http://lib100.com/book/astrology/astrology_mythology/_%D1%E5%EC%E8%F0%E0,%20%C2%E5%F2%E0%F8%20%C2.,%20%C0%F1%F2%F0%EE%EB%EE%E3%E8%FF%20%E8%20%EC%E8%F4%EE%EB%EE%E3%E8%FF.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий