вторник, 20 августа 2013 г.

Даже не химикам иногда бывает фиолетово

...В среде художников на вопрос о самочувствии отвечают иногда шутя: "совершенно фиолетовое", что не означает ничего отрадного...
Василий Кандинский "О духовном в искусстве"

Основная характеристика: хроматический, седьмой цвет спектра, холодный, составной или производный.


В лингвистике:


Специальные цветообозначения для названия смешанного красно-синего или сине-красного, голубовато-розового или розовато-голубого цвета появляются в русском языке в конце XVII века. Для них используется слова, заимствованные из французского языка - фиолетовый и лиловый (фр. violet - фиолетовый, violette - фиалка, lilas - сирень, лиловый цвет), а также появившееся еще позже собственно прилагательное сиреневый.

В толковом словаре Ожегова С. И. приводится такое толкование слов "фиолетовый": "ФИОЛЕТОВЫЙ, -ая, -ое. Цвета фиалки, синий с красноватым оттенком. Ф. цвет. Фиолетовые чернила"; и "лиловый": "ЛИЛОВЫЙ, -ая, -ое. Цвета сирени или фиалки, фиолетовый. Л. цвет. Лиловое платье".[1]

Что касается синонимов цветообозначения "лиловый" то, по мнению автора "Словаря синонимов русского языка", синонимами являются "/ темный: фиолетовый / светлый: сиреневый".[2]


В мифологии:

Фиолетовые, бурые, смешанные цвета египтянами не употреблялись.

Одной из драгоценных красок в Древнем Риме в одежде считалась пурпурная.
Цельную пурпурную одежду мог носить только император и его ближайшие сановники.[4] Сотни тысяч улиток должны были распрощаться с жизнью, чтобы римские императоры смогли носить свои одеяния из широкого пурпура, тогда как их подданным приходилось довольствоваться небеленными тканями из хлопка, льна, шкурами или шерстью. Гете также писал, что римские императоры были очень ревнивы к пурпуру.

В Испании в конце XV века пурпурный символизировал радость и удовлетворение.

Символическое значение цветов, виденных во сне у русских крестьян таково: фиолетовый - небесное могущество, пурпур - власть, могущество; лиловый - чистая любовь, соединение розового и голубого, т. е. нежности и чистоты чувств; соединение красного и голубого, т. е. пылкости и небесной мудрости.[5]


В космологии:

Цветам также даны числовые характеристики. Следующий список включает девять основных чисел, используемых в нумерологии, а именно: 3 - фиолетовый.

Фиолетовый цвет соответствует планете Плутон, пурпурный (переход от красного к синему) - Меркурию.

Влияние матово-фиолетового цвета погружают в мистерию загадочного образа, который таится в XII-ом доме гороскопа, натуре знака рыб и туманной планете Нептун.

Соответствие знаков Зодиака и цветов группы "фиолетовые":

*                   Овен - сиреневый,

*                   Телец - сиреневый,

*                   Близнецы - фиолетовый,

*                   Рак - бледно-лиловый,

*                   Лев - пурпурный,

*                   Дева - фиолетовый,

*                   Весы - пурпурный,

*                   Стрелец - фиолетовый,

*                   Водолей - фиолетовый, лиловый,

*                   Рыбы - бледно-лиловый, красно-фиолетовый, пурпурный, фиолетовый.

*                   Фиолетовый цвет неудачный для Овна.


В религии:

Перуна - славянского Бога Грозы, Бога грома и молнии славяне-язычники представляли немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Молнии у Перуна были двоякого рода: лилово-синие, "мертвые", разящие насмерть, и золотые, "живые", созидающие, пробуждающие земное плодородие и новую жизнь. Есть у Перуна свое дерево - дуб, есть и любимый цветок, который в Болгарии до сих пор зовут "перуникой". У него шесть лилово-голубых лепестков (громовой знак!), поросших золотистыми волосками (молния). Он расцветает весной, когда гремят первые грозы. Цветок очень красив, и мы зовем его ирисом - по-гречески "радужным", потому что различные сорта ирисов бывают самого разного цвета.

Как средневековой живописи по стеклу (роспись окон в церквях), так и в сохранившемся до сегодняшних дней римско-католическом церковном культе, фиолетовый является цветом искреннего раскаяния, смирения, кротости, святого уединения. Фиолетовый аметист в перстне означает воздержанность.
http://www.hermitagemuseum.org/fcgi-bin/db2www/descrPage.mac/descrPage?selLang=Russian&indexClass=NUMISMATICS_RU&PID=X-1253&numView=1&ID_NUM=3&thumbFile=%2Ftmplobs%2FJIQMAKYUZP739SJM6.jpg&embViewVer=last&comeFrom=quick&sorting=no&thumbId=6&numResults=435&tmCond=%D3%DE%DB%DE%D2%D0+%B0%DF%DE%DB%DB%DE%DD%D0&searchIndex=TAGFILRU&author=%BC%D0%E1%E2%D5%E0%26%2332%3B%B3%D8%DB%DB
 Уничтожение субъективно-объективных противоположностей, мистическое, магическое, волшебное, способное уничтожить противоположность между желанием и действительностью, это фиолетовый цвет. В этом его волшебство и очарование.

Фиолетовый цвет является также магическим отождествлением, например, между человеком и животным, так называемым тотемом, которое Леви-Бруль установил в примитивных родовых религиях.[6]

Фиолетовый цвет был мистическим символом единения Господа и Церкви, Страстей Христовых и мучеников и представляет собой полное отождествление Отца и Сына. Это цвет епископов и мучеников.

Одеяние божьей матери Марии, заступницы людей перед Богом, красно-синего цвета, цвета задушевности и сердечности.
В изобразительном искусстве иконография закрепляет за отдельными персонажами Нового Завета определенные тона одежд. Мария Магдалина предстает перед нами в фиолетовых.


В геральдике:


Фиолетовый в геральдике говорит о достоинстве, силе и могуществе.



В физике:


Фиолетовый - коротковолновый с наибольшим числом колебаний, вибрация которого самая сильная, преломляется гораздо больше, соответствует самым высоким тонам.

Длина волны фиолетового цвета составляет 380...440 нм; темно-синего ультрамарина - 400 нм; синего ультрамарина - 420 нм; сине-фиолетового - 440...470 нм. Смешивание красного и голубого в равных количествах образует фиолетовый.


В психологии:

Красно-синий (сиреневый), сине-красный - цвет отрицательной стороны, по Гете, вызывает неспокойное, мягкое и тоскливое настроение. Красно-синий (сиреневый) вызывает беспокойство, что-то живое, но лишенное радости. Пурпурный производит впечатление серьезности.

По Люшеру, фиолетовый - слияние противоположностей, отождествление, гармония противоречий. Предпочитающий фиолетовый (сине-фиолетовый, пурпурный) цвет хотел бы очаровывать и сам испытывать нежные чувства. Он чувствителен, сентиментален. У него потребность в чувственной идентификации. Полностью отдается этим чувствам. По мнению Люшера, сине-красный - величественное великолепие, нежная сдержанность и утончение побуждающего импульса.

Фиолетовый является самостоятельным цветом, но сохраняет свойства синего и красного. Фиолетовый старается объединить импульсивную победоносность красного и мягкую уступчивость синего, выражая идею "отождествления". Это "отождествление - своего рода мистическое единение, высокая степень чувственной интимности, ведущей к такому полному слиянию между объектом и субъектом в ходе которого все, о чем мечтают и чего желают, должно стать реальностью. В известной степени это очарование, мечта, ставшая фактом, волшебное состояние, когда все желания сбываются. поэтому человек, который отдает предпочтение фиолетовому цвету ищет "волшебных отношений". Он не только хочет приукрасить себя, но в то же время желает очаровывать и восхищать других, вызывать у людей восторг.

Фиолетовый цвет может означать отождествление как интимное, эротическое слияние, и это может повести к интуитивному и чувственному пониманию сути вещей. Но реальные черты такого отождествления, при котором желаемое выдается за действительное, свидетельствует либо о неспособности ясно различать окружающую действительность, либо о нерешительности и колебаниях. И то, и другое может привести к безответственности.[7]

Фиолетовый - цвет великолепия и важности, поэтому часто слишком сильный по воздействию. Кажется сама его интенсивность влияет на людей с этой аурой, и многие избегают его как любимого цвета, возможно, по этой самой причине. Подобно синему, этот цвет имеет высокие идеалы, но фиолетовый более склонен к ритуальности, чем преданности. Чувство собственного достоинства так выражено, что люди, настроенные на эту вибрацию, соответственно пытаются влиять на других. Иногда это дает результаты, но часто фиолетовое тщеславие оказывается причиной собственных неудач.

Обычно люди, любящие фиолетовый цвет, не осознают своих собственных недостатков, так как они по привычке избегают критики. Они превращают свой идеализм в доктрину морального усовершенствования, живя в своем мире иллюзий, часто к своему полному удовлетворению. Для фиолетового цвета выражение "с глаз долой, из сердца вон" применимо для всего, что им не нравится. Фиолетовый - это успокаивающий, гармоничный цвет со своей созерцательной и мистической стороной. Цвет фанатизма.

Фиолетовый - цвет любовного слияния, покорности, потребности в единении, согласии.

Люди с фиолетовой аурой часто имеют литературные, артистические или драматические способности. Часто они одарены богатым воображением и способностью к творчеству. Это увеличивает их самодовольство, и однажды осознав свой талант, они склонны афишировать его. У них прекрасная интуиция. Романтичны, эмоциональны, чувствительны, высоко духовны и деликатны. Они ни в коем случае не стремятся держаться в тени, выражение "робкая фиалка" относится только к цветку, а не к цвету. Это типичный цвет гармонично развитых людей. Они считают себя исключительными, если не единственными в своем роде. Часто они склонны к мистике, поскольку это оттенок сумерек, означающих переход от дня к темноте. Привычное фиолетовое занятие - это превращение фантазии в реальность.

Цвет
Воздействие цветов блока "фиолетового"
Матово-фиолетовый
Неустойчивый цвет внутреннего противоречия и сумрачности, таинственности, меланхолии, чужих влияний, жертвенности и смирения, святости. Фиолетовый - глубокий цвет волшебства, магии и чуда, самый мистичный и загадочный, непонятный, имеющий глубокое воздействие на душу, подавляющий психику, пьянящий разум, чувственно-медитативный и гипнотический. Имеет форму раздвоенного круга в виде восьмерки с волнистыми краями.
Бледно-лиловый
Цвет представляет мягкую сторону фиолетовой натуры. Люди с этой аурой имеют приятный нрав, но манерны и пунктуальны. Они эгоистичны, настойчивы в управлении своим маленьким владением, стараясь сделать так, чтобы мелкие дела проходили только с пользой для их основного дела, которое само по себе часто бывает тоже маленьким. Следствием этого будет их склонность к требовательности и тщательности. Бледно-лиловый часто является знаком привязанности.
Пурпурный
Королевский оттенок. Здесь фиолетовый в своей полной силе, с преобладанием пышности и торжественности. Нет ограничения для высот, которых пытается достичь человек с этой аурой. Действительно, многие люди, добившиеся успеха, преднамеренно берут пурпурную ауру, поскольку она удовлетворяет их чувство превосходства. С достаточным престижем и властью они будут вести подобный образ жизни. Но если все это просто напыщенность, то тогда такие люди пребывают в мире пустого великолепия.
Фуксин
Или другие цвета, где фиолетовый или пурпурный имеют сильный оттенок красного, часто указывает на практичную, а также полную самомнения натуру. Такие люди обращают внимание на земные дела, что делает способными к возвышенным понятиям с практическими результатами, несмотря на их склонность выставлять напоказ свою важность.

 


В медицине:


Сине-красный вызывает возрастающее беспокойство. В чистом виде невыносим. У фиолетового (сине-фиолетового, пурпурного) цвета наблюдается наибольшая из всех холодных цветов степень замедления дыхания. Уменьшается его глубина и увеличивается длительность выдыхания. Замедляется и слабеет пульс. Даже при кратковременном воздействии понижает работоспособность более, чем полная темнота. Нередко оказывает подавляющее действие на интеллект. Вызывает депрессивно-меланхолическое состояние. С другой стороны, воздействует на легкие, сердце, сосуды, увеличивает их выносливость. Применяется в качестве наркотически-болеутоляющего средства при лечении больных. Стимулирует селезенку, лимфоидный орган. Ключевой цвет иммунной системы. Обладает тормозящим эффектом.

Что касается характеристики фиолетовых цветов и фиолетовых камней, то и те, и другие интересны, красивы и обладают лечебным свойством. В фиолетовом соединяются два цветовых начала - синий и красный - создающие фиолетовые фиалки, олицетворяющие спокойствие и буйство одновременно. Фиолетовый - это цвет философов и поэтов, цвет познания истины бытия. Это возвышенный поток, на котором дается постижение вечных проблем жизни и смерти, добра и зла, уяснения смысла жизни и роли человека в мироздании. Точнее всего на этом потоке мы находим ответы на вечные философские проблемы и вопросы.

Фиолетовый цвет - это цвет сознательной энергии. Он успокаивает нервную систему, его можно использовать при всех психических и нервных нарушениях, невралгиях, ревматизме и сотрясении мозга. Фиолетовый цвет также дает эффект при различных воспалительных заболеваниях, нормализует сон, а при занятиях творческим трудом, наоборот, повышает работоспособность, оказывает влияние на духовное развитие человека.

Камней фиолетового цвета чрезвычайно мало, но один из его ярких представителей заслуживает большого внимания и восхищения. Это прелестный аметист разнообразных лиловых оттенков, который за свою красоту, свойство и цвет заслужил почти легендарную славу. Аметист символизирует миролюбие, искренность, чистосердечие. Его глубокая внутренняя энергетика поможет обрести покой и внутреннюю гармонию, обеспечит здоровье. Оставленный на ночь в воде аметист, если пить эту воду, помогает при простудных заболеваниях, очищает тончайшие капилляры, врачует печень и почки. Кроме этого, аметист укрепляет память, сдерживает страсти, лечит кожные заболевания. Считалось также, что, положив его перед сном под свое ложе, можно избавиться от "дьявольских" искушений.[8]

Цвета
Воздействие на организм цветов блока "фиолетового"
Багряный
Имеет снотворный эффект и болеутоляющее воздействие. понижает кровяное давление при помощи расширения сосудов и замедления работы сердца. Он контролирует и регулирует температуру тела (жаропонижающий эффект).
Пурпурный
Воздействует на всю кровеносную систему, почки и надпочечники.

В современной косметологии разработана австрийской компанией SOFRI система цветовой космоцветики, куда входят серии семи цветов, которые могут комбинироваться индивидуально для каждого клиентов зависимости от состояния кожи и сопутствующих проблем. Сиреневый - обеспечивает длительное сохранение влаги в коже, стимулирует синтез кологена и активизирует минерализацию кожи; фиолетовый - восстанавливает нарушенный баланс и структуру кожи, повышает эластичность, успокаивает и увлажняет.


В социологии:

Во время обследования 15% из 1600 школьников младших классов отдали предпочтение фиолетовому. 75% детей до наступления половой зрелости, в возрасте с недифференцированными половыми признаками, предпочитают фиолетовый цвет. Среди умственно отсталый детей фиолетовый цвет выбирают 80% детей. То, что дети отдают предпочтение фиолетовому цвету, показывает, что для них мир - это все еще волшебный край, и им достаточно потереть лампу Алладина, чтобы раб принес им все, что они желают.

Интеллектуально или эмоционально незрелые люди предпочитают фиолетовый цвет.

Мужской красный и женский синий сливаются в фиолетовый. Цвету, который не отделяет мужского красного от женского синего, часто отдают предпочтение гомосексуалисты и лесбиянки, часто проявляя свою  эмоциональную неуравновешенность.

По средним статистическим данным фиолетовый цвет предпочитают также беременные женщины, в этом отражается гормональная активность и деятельность желез внутренней секреции во время беременности. Однако сразу после родов этот цвет либо совершенно отвергается ими, либо избирается на основании индивидуального вкуса.

Гормональная активность и деятельность желез внутренней секреции во время нарушений функций щитовидной железы, вызванных психосоматическими причинами, происходит в результате продолжительного стресса, шока или условий, породивших чрезмерные страхи у больных, которые предпочитают фиолетовый цвет.

По Гете, в старости  предпочитают лиловый и темно-зеленый.

Статистические данные показывают, что 31% нижних слоев населения, как и дошкольники, предпочитают фиолетовый и желтый (внушаемость и готовность к возбуждениям), т. е. ставят их на первое место, в то время как среди высших слоев (n=660) фиолетовый и желтый ставят на первое место только 17%. Наряду с этой повышенной "экстраверсионной тенденцией" (склонностью к сосредоточенности на внешних предметах) нижних слоев, их "интраверсионная готовность" (склонность к сосредоточенности на самом себе), о которой можно судить на основании выбора на первое место синего и зеленого, на 8% ниже. Высшие слои отклоняют фиолетовый на 6% чаще, чем нижние, что по оценочной таблице означает "дифференциацию, критическое сохранение дистанции".

Фиолетовый в Индии ассоциируется с печалью и утешением, в Бразилии - тоже с печалью. Здесь он не популярен, также как в Перу. В Америке и Средней Европе фиолетовый цвет отвергается как неприятный, особенно интеллектуально развитыми людьми и людьми искусства. Напротив, из 1000 персов 450 отдали предпочтение фиолетовому (Х. Клар, Гейдельберг). Энологические научные экспедиции, проводившие обследования среди индейцев центральной Бразилии и среди нетронутых культурным влиянием негров Африки, установили, что фиолетовый цвет является там самым любимым. Тоже самое среди народов Среднего и Дальнего Востока, где чувственная возбудимость и стремление к эротическому отождествлению выражены значительно наглядней.

Что же означает отклонение фиолетового цвета? Если сопоставить народы, которые оказывают ему предпочтение или отклоняют, этнологически, и если сравнить типы людей, которые предпочитают или отклоняют фиолетовый цвет, на основании социологических исследований конъюнктуры рынка и фирменных товаров, и использовать статистические данные, полученные В. Рисом, то напрашивается вывод: чем выше и рациональнее культура, тем менее присуща человеку способность к счастливому слиянию, ибо тем чаще он отклоняет фиолетовый цвет.

В деревнях с количеством населения менее 2000 человек фиолетовых цвет (внушаемость) ставится на первое место на 4% чаще, что напоминает цветовой выбор низших слоев населения и детей.

В современной культуре фиолетовый цвет, чувственное отождествление, не находит широкого распространения. место сердечной общности занимают притязание на влияние и стремление к превосходству во всех формах снобизма и соперничества. Восторженное самопожертвование заменяет принцип целесообразности и надежности. Эстетическое восприятие часто заменяют простым подражанием моде.

Между противоположными красным и синим, между фанатизмом и фатализмом, между беспощадной силой и слепой любовью стоит примиряющий фиолетовый: гармония противоречий.

Во внешнем облике:


Фиолетовые нюансы весенней палитры одежды обладают видимым красноватым оттенком. поэтому они превосходно подходят к теплому колориту весеннего типа. Весенние фиолетовые тона прозрачны и ясны и напоминают нежные, но лучистые нюансы крокуса. Глубокие, темные фиолетовые тона, которые содержит теплая осенняя палитра, для нежного весеннего типа слишком глухие и слишком тяжелые.

Фиолетовые нюансы, которые хорошо подходят нежному колориту летнего типа, имеют совершенно очевидный холодно-голубоватый оттенок. Летнему типу в одежде следует отдавать предпочтение легким, размытым фиолетовым нюансам. Яркие или очень темные фиолетовые тона для его нежного колорита либо слишком навязчивы, либо слишком тяжелы.

Мягкий, сероватый сиренево-розовый цвет может стать основным цветом гардероба людей летнего типа, потому что он лучше других подчеркивает достоинства этого типа. Но сиренево-розовый требует цветовых дополнений: лавандовый; темно-синий с едко-розовым; цвет зари с темно-коричневым; коричневый со светло-коричневым и вкраплениями темно-синего; средне-коричневый с цветом белой шерсти; серебристо-серый с желтым и джинсово-голубым; темный и светлый смарагд с дымчато-синим.[9]

Фиолетовый - тот цвет, с которым осеннему типу следует обходиться очень осторожно. Уверенно ему можно носить лишь глубокие, теплые сливово-, ежевично- или красно-фиолетовые тона. Они имеют значительный красноватый оттенок, который хорошо гармонирует с рыже-золотым колоритом осеннего типа.

Все ясные, холодные нюансы фиолетового с отчетливым голубым оттенком, начиная от льдистого пастельно-сиреневого и кончая темным сине-фиолетовым, очень к лицу зимнему типу. Они создают эффектный баланс его холодному, богатому контрастному колориту. Сдержанных размытых фиолетовых нюансов зимнему типу следует решительно избегать. Они делают его бледным и невыразительным.[10]

В музыке:


Фиолетовый цвет, по мнению И. Ньютона, соответствует ноте "ля".

А. Скрябин хотел в замысле световой симфонии провести реальное "окрашивание тональностей":

Des-dur (мажор) - фиолетовый,
As dur - пурпурно-фиолетовый.


"Deep  Purple''  --  ``Темно-Лиловые''  называется легендарная английская рок-группа...
http://lib.ru/OLDI/dp.txt




    Александр Вертинский

Вы сегодня нежны,
Вы сегодня бледны,
Вы сегодня бледнее луны...
Вы читали стихи,
Вы считали грехи,
Вы совсем, как ребенок тихи.

Ваш лиловый аббат
Будет искренне рад
И отпустит грехи наугад...
Бросьте ж думу свою,
Места хватит в раю...
Вы усните, а я Вам спою.

В синем и далеком океане,
Где-то возле Огненной земли
Плавают в сиреневом тумане
Мертвые седые корабли.

Их ведут слепые капитаны,
Где-то затонувшие давно.
Утром их немые караваны
Тихо опускаются на дно.

Ждет их океан в свои объятья,
Волны их приветствуют звеня.
Страшны их бессильные проклятья
Солнцу наступающего дня...

В синем и далеком океане
Где-то возле Огненной земли...

1927

Александр Вертинский - Лиловый негр

Где Вы теперь? Кто Вам теперь целует пальцы?
Куда ушел Ваш китайченок Ли?
Вы, кажется, потом любили португальца,
А может быть с малайцем Вы ушли?

Последний раз я видел Вас так близко
В пролеты улиц Вас умчал авто
Мне снилось, что тевя в притонах Сан Франциско
Лиловый негр Вам подает манто.

 Фиолетовый... "...Его звучание сходно со звуками английского рожка, свирели и в своей глубине - низким тонам деревянных духовых инструментов (напр., фагота)..." - Василий Кандинский

В живописи:


Красно-синий - любимый цвет Шагала, картины которого часто затрагивают тему задушевности. Поэтому в своих картинах он постоянно возвращается к изображению молодоженов, букета цветов и часов как символов использованного или неиспользованного времени.
Василий Кандинский в своей книге "О духовном в искусстве" так описывал фиолетовый: "...как фиолетовый, имеющий в себе склонность удаляться от человека, возникает в результате вытеснения красного синим. Но это красное, лежащее в основе, должно быть холодным, так как тепло красного не допускает смешения с холодом синего (никаким способом), - это верно и в области духовного. Итак, фиолетовый цвет является охлажденным красным, как в физическом, так и в психическом смысле. Он имеет поэтому характер чего-то болезненного, погасшего (угольные шлаки!), имеет в себе что-то печальное. Не напрасно этот цвет считается подходящим для платьев старух..."

 Иван Куликов "Старуха Дарья из Прудищ". 1908

В литературе:


В. Набоков умел в рамках синестезии переводить впечатления от слова в цвет и звук. "Сумерки" - какой это томный сиреневый звук!", - пишет Набоков в романе "Другие берега".
Владимир Набоков в своем романе "Другие берега" составил свою цветную латинскую и русскую азбуку, где З - блестяще-сиреневое.[3]

В художественной литературе "фиолетовый" употребляется не очень часто, во всяком случае сравнительно с другим цветообозначением этой группы - лиловый - для названия цвета тканей, растений, в пейзажных зарисовках, для названия очень разных оттенков цветов.

                                           И Алт,
Соскучившись, тихонько ржет и жадно
Косит свой глаз лилово-золотой,
И ржет в решетчатую дверку...


И. А. Бунин

Слово "лиловый"  используется также для разнообразных оттенков лилового в пейзажных зарисовках: цвет туч, моря, предгрозового неба, цвет затянутого дымкой леса, гор и т. д.

Поблекший дол под старыми платанами
Иссохшие источники и рвы
Усеяны лиловыми тюльпанами
Золотом листвы.


И. А. Бунин

Это прилагательное называет также очень темный цвет, вероятно, речь идет о случайном, временном восприятии цвета, зависящего от совещания или о каком-то оттенке, отблеске у предмета, окрашенного в очень темный цвет.

В лилово-синем море чернозема
Затерян я. И далеко за мной,
Где тусклый блеск лежит на кровле дома,
Струится первый зной.


И. А. Бунин

Лилово-синее море чернозема вызывают в лирическом герое - пахаре - страдание из-за своего тяжелого, изнурительного труда.
В поэзии И. А. Бунина присутствует и сиреневый цвет.

Гор сиреневый кручи встают,
Гаснет сумерек алых сиянье,
В тихом море сирены поют,
В мире счастье, покой и молчанье.

Сиреневый цвет в данном отрывке ассоциируется со счастьем, покоем, молчаньем.

Интимно-радостное чувство выразил Бунин в зарисовке морского побережья. Краски этой зарисовки как бы омыты живой водой.

Все море - как жемчужное зерцало,
Сирень с отливом млечно-золотым.
В дожде закатном радуга сияла.
Теперь душист над саклей тонкий дым.

С помощью архаизмов и экзотической лексики Бунин сохранял свежесть красок. Это лексическое средство обогащает краски, воздействуя на наше восприятие. "Зерцало" вместо "зеркало". слово порождает в нас чувство новизны и свежести цвета моря, омытого только что прошедшим весенним дождем. У Бунина был замечательный вкус - "сирень с отливом млечно-золотым".
О радость красок! Снова, снова
Лазурь сквозь яркий желтый сад
Горит так дивно и лилово,
Как будто ангелы глядят.

Лиловый цвет лазури дает надежду лирическому герою на то, что после покаяния Бог вернет ему его томленья и мечты.

В своей короткой автобиографии, опубликованной в Германии в 1913 году, художник В. В. Кандинский вспоминает, что в юности он писал стихи, которые впоследствии уничтожил. Но он продолжал изредка писать, и когда не удавалось выразить что-либо в живописи, то подходящим инструментом становилось слово, а в пьесах - краски и формы в движении и в меняющемся освещении. Самостоятельная игра почти абстрактных элементов форм, красок, звуков, движения и света встречается в его пьесе "Фиолетовый занавес", к которой художник сам сочинил несколько простых мелодий.

В своем рассказе "Линия и цвет" Исаак Бабель пишет: "Зачем мне линии - когда у меня есть цвета? Весь мир для меня - гигантский театр, в котором я единственный зритель без бинокля. Оркестр играет вступление к третьему акту, сцена от меня далеко, как во сне, сердце мое раздувается от восторга, я вижу пурпурный бархат на Джульете, лиловые шелка на Ромео и ни одной фальшивой бороды..."


Виктория Угрюмова. Фиолетовый рыцарь и другие(антропонимика романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита")


"...И Гелла, и Бегемот, и сам мессир обращаются к Коровьеву не  иначе,  как
рыцарь. И это удивительно, потому что сводит разом  вещи  несовместные.  Как
удивительно и то, что иногда, внезапно, фальшивый переводчик не нуждающегося
ни в каких переводах иностранного консультанта начинает говорить  громким  и
звучным голосом. Преображение совершается при помощи все той же луны, и  вот
уже  скачет,  звеня  золотой  цепью  повода,   темно-фиолетовый   рыцарь   с
мрачнейшим, никогда не улыбающимся лицом...
...Замечателен тот факт, что рукопись эта принадлежала некоему  Базилю  де
Бомбарду, имя которого Булгаков не забыл и поместил, правда в  другом  своем
романе, в дословном переводе. Так, видимо, и появился  Василий  Бомбардов  -
герой Театрального романа.
     А заглавная буква Песни...  была  выполнена  в  виде  фигуры  рыцаря  в
темно-фиолетовых  одеяниях.  Очевидно,  именно  это  воспоминание  заставило
Михаила Афанасьевича назвать Фагота фиолетовым рыцарем..."


"...Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загрустившем небе белые пятнышки звезд. 
Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда. 
Вряд ли теперь узнали бы Коровьева-Фагота, самозванного переводчика при таинственном и не нуждающемся ни в каких переводах консультанте, в том, кто теперь летел непосредственно рядом с Воландом по правую руку подруги Мастера. На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом. Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем, летя рядом с Воландом. 
— Почему он так изменился? — спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда. 
— Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил,— ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо, с тихо горящим глазом,— его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводится счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!.."


"...С момента своего появления в романе и до последней главы, где он превращается в темно-фиолетового рыцаря, Коровьев-Фагот одет удивительно безвкусно, по-клоунски. На нем клетчатый кургузый пиджачок и клетчатые же брючки, на маленькой головке жокейский картузик, на носу треснувшее пенсне, «которое давно пора было бы выбросить на помойку» . Только на балу у Сатаны он появляется во фраке с моноклем, но, «правда, тоже треснувшим» ...
...Коровьев-Фагот, он же безымянный рыцарь... шут и рыцарь, у него нет рыцарского имени, он еретик и сочинил каламбур о свете и тьме, за который был наказан. Кроме того, он черный маг. Наконец, нам ведомо, что рыцарь никогда не улыбается и что одежда у него темно-фиолетовая...
Французский историк XIX в. Наполеон Пейра, изучавший борьбу католического Рима с альбигойцами по манускриптам того времени, сообщает в книге «История альбигойцев» , что в рукописи, содержащей песни рыцаря-трубадура Каденета, который состоял в свите одного из альбигойских вождей, он обнаружил в виньетке заглавной буквы изображение автора в фиолетовом платье..."

Размышление о Фиолетовой корове

Её окраска будто нож:
Пугает и бросает в дрожь -
Но мимо точно не пройдёшь.

Я Фиолетовой коровы
Не видел, к счастью, никогда.
Вид у неё, поди, бедовый,
Но ею быть - совсем беда.

Фиолетовая корова: продолжение

О том поступке сожалею:
Я сам в петлю засунул шею.

Да, я писал про ту корову.
Свою ошибку признаю.
Но я клянусь: того, кто снова
Прочтёт о ней стишок, убью.


THE PURPLE COW

THE PURPLE COW'S PROJECTED FEAST:
REFLECTIONS ON A MYTHIC BEAST,
WHO 'S QUITE REMARKABLE, AT LEAST.

I NEVER SAW A PURPLE COW,
I NEVER HOPE TO SEE ONE;
BUT I CAN TELL YOU, ANYHOW,
I'D RATHER SEE THAN BE ONE!

The Purple Cow: Suite

CONFESSION: and a Portrait, Too,
Upon a Background that I Rue!

Ah, Yes! I Wrote the "Purple Cow" --
I'm Sorry, now, I Wrote it!
But I can Tell you Anyhow,
I'll Kill you if you Quote it!
The Purple Cow



В рекламе:

Знаменитый американский маркетолог, Сет Годин, прочитав стишок о фиолетовой корове, написал одноименную книгу "Фиолетовая корова" о том, как в очередной раз гениально обмануть покупателя. Книга о том, как повысить удои. В данном труде лишь одна умная мысль - "надо выделяться". И неважно как.
"..Когда несколько лет назад я с семьей путешествовал по Франции, мы часто любовались живописными пастбищами с сотнями коров, будто сошедших со страниц детской сказки. На протяжении десятков километров мы наблюдали эту картину.
Но уже через двадцать минут мы перестали замечать этих коров. Новые коровы ничем не отличались от тех, которых мы только что видели. То, чему мы сначала удивлялись, стало хуже, чем просто привычным. Оно стало утомительным. Картина со стадами и пастбищами через какое-то время всем наскучила. Это были породистые коровы на зеленой поляне, залитой солнцем, но они все равно уже не вызывали первоначального интереса.
А что если бы хоть одна корова была фиолетовой?! Это уже гораздо интереснее. По крайней мере, на какое-то время.
Суть Фиолетовой коровы заключается в том, что она должна быть особенной, выдающейся. Если бы слово «выдающийся» (remarkable) начиналось на «Р», я бы, может, вообще обошелся без упоминания коров.
Эта книга отвечает на вопросы «Что? Где? Когда?» в отношении понятия «выдающийся»..."
 

В кино:

Лиловый шар (1987)


Ladies in Lavender (2004)

The Color Purple (1985)

The Purple Plain (1954)


В дизайне интерьера:

Оптимальное цветовое настроение для любого помещения

Цвета
Психически
Оптически
Оптимально
Самое общее
Сине-фиолетовые
Серьезные, торжественные. Расслабляет психику. Поэты называют его "цветом печали"
Сужают помещение.
Для элегантных праздничных и представительных помещений.
Для необычны, элегантны, дорогих интерьеров.
Красно-фиолетовые
Экстравагантные, таинственные, противоречивые. в нежных розовых нюансах - девически-нежные, сладкие.
В темных тонах сужают пространство, в светлых - расширяют.
Для праздничных залов, музыкальных комнат, комнат юных девушек. Благоприятен для сна
Для помещений, которые должны иметь женственный облик.
Пурпурно-красные
Экстравагантные, таинственные, противоречивые. в нежных розовых нюансах - девически-нежные, сладкие.
Относительно нейтральные
Для праздничных залов, музыкальных комнат, комнат юных девушек

Для элегантных праздничных и представительских офисных помещений подходят сине-фиолетовые нюансы.

Пурпурный не является простым сочетанием синего и красного цветов. Его можно получить лишь путем тщательного совмещения синего с определенными оттенками багряного цвета.

По фэн-шуй, пользоваться пурпурным цветом можно для:

*                   обострения высших умственный процессов;

*                   обозначения власти;

*                   укрепления самооценки.

Избегать пурпурного цвета нужно в дискуссионных клубах и других местах, где происходит столкновение характеров.[11]





[1] Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов. - Екатеринбург, "Урал-Советы" ("Весть"), 1994. –С. 278, 741.
[2] Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: ок. 11 000 синоним. рядов. - 7-е изд., стер. –М.: Русский язык, 1993. –С. 168.
[3] Набоков В. Собрание сочинений в четырех томах. –М.: Правда, 1990. Том 4. -С. 146-147.
[4] Гнедич П. П. Всемирная история искусств. –М.: Современник, 1999. –С. 161.
[5] Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым. –М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998. –С. 546-547.
[6] Жюльен Н. Словарь символов.  Челябинск: Урал LTD, 1999, с.451-458.
[7] Люшер М. Цвет вашего характера / Пер.с англ. Емельянов Ю. В. –М.: РИПОЛ КЛАССИК, Вече, 1997. –С. 75-79.
[8] Шушнова Л. А. Лечебная радуга камня (каменная цветотерапия). 1998. // http://www.rubtsovsk.ru/history/regsci01/008.htm
[9] Бушер Х. Какой цвет вам к лицу. –М.: Кристина и К, 1997. –С. 58.
[10] Ватерман Г., ЦингельФ. Ваш неповторимый стиль. –М.: Кристина и К, 1997. –С. 84-85.
[11] Вайдра Н. Фэн-шуй: 150 советов, как создать гармонию и уют в вашем доме и офисе / Пер. с англ. К. Савельева. –М.: ФАИР- ПРЕСС, 1999. –С. 86-100.
Семира и В.Веташ Астрология и мифология — СПб: Атон, 1998.—C. 1072 // http://lib100.com/book/astrology/astrology_mythology/_%D1%E5%EC%E8%F0%E0,%20%C2%E5%F2%E0%F8%20%C2.,%20%C0%F1%F2%F0%EE%EB%EE%E3%E8%FF%20%E8%20%EC%E8%F4%EE%EB%EE%E3%E8%FF.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий